Мицубиси A6M "Рейзен"
A6M2 с авианосца "Сёкаку"
A6M5 из 302-го Кокутай
Истребитель A6M разработан в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге"
под руководством Дэ.Хирокоси. Прототип впервые поднялся в небо 1 апреля
1939 года. Серийное производство началось в июне 1940 года. В июле самолёт
принят на вооружение японского флота под обозначением A6M (тип 0).
A6M построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция
цельнометаллическая. Шасси убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом.
Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Силовая установка состояла из
поршневого 14-цилиндрового звездообразного двухрядного двигателя воздушного
охлаждения Накадзима NK1C "Сакае". Состав вооружения менялся в зависимости
от модификации.
Существовали следующие модификации:
-
A6M - прототип. Первый полёт 1 апреля 1939 года.
-
A6M2 - с двигателем "Сакае" 12. Вооружение состояло из 2 20-мм пушек и
2 7,69-мм пулемётов.
-
A6M2 ("модель 21") - со складным крылом.
-
A6M2-N - поплавковый. Выпускался с апреля 1942 по сентябрь 1943 года на
заводе "Накадзима" в Коизуми. Изготовлено 327 самолётов.
-
A6M3 - с урезанными законцовками крыла.
-
A6M3-Ко - с длинноствольными пушками.
-
A6M5 - с нескладывающимся крылом с округлыми законцовками. Отличался
усиленной обшивкой крыла, дополнительными топливными баками.
-
A6M5-Ко - с усиленным набором крыла.
-
A6M5-Оцу - с 13,2-мм пулемётом вместо одного из 7,69-мм.
-
A6M5-Хей - с усиленным вооружением (2 20-мм пушки, 3 13.2-мм пулемёта, 1 7,69-мм
пулемёт). Отличался протектированными баками, возможностью подвески под крылом
реактивных снарядов..
-
A6M6-Хей - с двигателем "Сакае" 31.
-
A6M7
-
AS-1 - прототип гидроистребителя. Первый полёт 9 декабря 1941 года.
Серийное производство продолжалось до капитуляции Японии и осуществлялось на
заводах "Мицубиси" в Нагое, "Накадзима" в Окава, "Хитачи кокуки", 21 арсеналом
в Окава. В общей сложности изготовлено 10938 самолётов всех модификаций.
В боевых условиях впервые применён в августе 1940 года в Китае.
К концу 1941 года A6M стал основным палубным истребителем Японии. Применялся
на всех фронтах в течение всей войны с авианосцев и сухопутных аэродромов.
Поплавковые A6M2-N использовались с лета 1942 года и до конца войны.
На A6M2 совешили тараны: Миядзава Т.,
Омори.
На A6M5 совешил таран Накава Х.
Лётно-технические характеристики
Список использованных источников
- Егерс Е.В. A6M "Зеро". - Рига: "Tornado", 1997.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 2. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 38-39.
- Колов С. Мицубиси "Зеро": О лучшем японском истребителе // Крылья Родины. - 2000. - №6. - С. 27-31.
- Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 170-186.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 177-178.
- Поплавковые самолёты Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 10. - М.: АВИАМ, 1996. - С. 48-49.
- Палубные истребители // Авиационный сборник №12. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1996. - С. 52-57.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 235.