Блом и Фосс BV.138
BV.138C из группы SAGr.130
Летающая лодка BV.138 разработана в КБ фирмы "Гамбургер
флюгцойгбау" под руководством Р.Фогта. Первоначально самолёт создавался
двухмоторным, но позже был переделан в трёхмоторный. Первый прототип Ha.138V1
впервые поднялся в небо 15 июля 1937 года. В январе 1938 года фирма "Гамбургер"
вошла в состав "Шиффсверфт Блом унд Фосс". Серийное производство началось
в феврале 1939 года под маркой BV.138. Принят на вооружение люфтваффе в
апреле 1940 года.
BV.138 представлял собой двухболочный моноплан с высоко расположенным
крылом. Конструкция цельнометаллическая. Силовая установка состояла из 3
дизелей Jumo.205. Вооружение менялось в зависимости от модификации и состояло
из 7,9-мм и 13-мм пулемётов MG-131, 20-мм пушек MG-151.
Существовали следующие модификации:
-
Ha.138V1 - первый прототип. Первый полёт 15 июля 1937 года.
-
Ha.138V2 - второй прототип. Отличался конструкцией фюзеляжа.
-
BV.138A - первый серийный вариант. Оснащался двигателями Jumo.205C-4.
Вооружение состояло из 20-мм пушки и 2 7,9-мм пулемётов. Мог брать на
борт до 150 кг бомб.
-
BV.138B - с двигателями Jumo.205D. Отличался усиленным планёром. Вооружение
состояло из 2 20-мм пушек и 1 7,9-мм пулемёта. Бомбовая нагрузка 150 кг.
Изготовлен 21 самолёт.
-
BV.138B/U1 - с увеличенной бомбовой нагрузкой до 600 кг.
-
BV.138C - модернизированный. Отличался усиленными фюзеляжем и крылом.
Самолёты поздних серий оснащались РЛС. Часть самолётов оснащалась для
старта с катапульты. Вооружение состояло из 2 20-мм пушек, 1 13-мм пулемёта
и 1 7,9-мм пулемёта. Выпускался с марта 1941 года. Изготовлено 227 самолётов.
По стандарту C доработаны ранее выпущенные A и B.
-
BV.138С/U1 - с увеличенной бомбовой нагрузкой до 300 кг.
-
BV.138MS - тральщик магнитных мин на базе BV.138С. Отличался большой
кольцевой антенной, отсутствием вооружения.
BV.138 выпускался на заводах "Блом и Фосс" в Финкенвердере и "Везер
флюгцойгбау" в Берлине до декабря 1943 года. Всего изготовлен 281 самолёт
всех модификаций.
Применялся с лета 1940 года в Северном море и Атлантике. С конца 1941
года самолёты BV.138 базировались в Норвегии и действовали против конвоев,
шедших в Мурманск и Архангельск. В 1943 году базировались на временной
базе на Новой Земле. С конца 1941 до лета 1944 года применялся также на
Чёрном море, с весны 1943 - и на Средиземном море. Отдельные экземпляры
дожили до конца войны.
Лётно-технические характеристики
Список использованных источников
- Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 77-78.
- Летающие лодки Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 9. - М.: "Авиация и космонавтика", 1996. - С. 10-11.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 51.