Истребитель D-XXI разработан в КБ фирмы "Нидерландише влиегтуигенфабрик Фоккер" под руководством Э.Шацки. Прототип впервые поднялся в воздух 27 марта 1936 года. Серийное производство началось в июне 1937 года. Принят на вооружение ВВС Нидерландов в июне 1938 года.
Фоккер D.XXI построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция смешанная. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси неубирающееся, трёхопороное с хвостовым колесом. Основные стойки закрыты обтекателями. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения "Меркьюри". Кабина пилота закрыта фонарём. В состав вооружения входили 7,9-мм пулемёты, 20-мм пушки.
Существовали следующие модификации:
Самолёт выпускался на заводах "Фоккер" в Амстердаме, "Валтион Лентоконетехдас" в Тампере (Финляндия), в мастерских армейской авиации в Кловермаркене (Дания). Производство продолжалось: в Нидерландах - до сентября 1939 года, в Дании - до весны 1940 года, в Финляндии - до 1944 года. В Финляндии состоял на вооружении с июля 1937 года, в Дании - с марта 1940 года.
В боевых условиях применён во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Применялся финами против СССР до 1944 года. Голландские самолёты применялись для обороны страны от немцев в мае 1940 года. Датские самолёты в боевых действиях не участвовали. Финские D.XXI в качестве учебных применялись до 1948 года.
Модификация | |
---|---|
Двигатель | |
Мощность, л.с. | 825 |
Габариты, м:
размах крыла
|
11,0
8,2 - |
Площадь крыла, м2 | - |
Масса, кг:
пустого
|
-
2050 |
Запас топлива, л | - |
Скорость максимальная, км/ч | 460 |
Скороподъёмность у земли, м/с | - |
Дальность полёта перегоночная, км | 930 |
Практический потолок, м | 10100 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение: | 4x7,9 |