Рипаблик F-84 (P-84)


F-84E-20
F-84E-20 из 522 эскадрильи

Разработка реактивного истребителя P-84 для замены P-47 началась в КБ фирмы "Рипаблик" (США) в 1944 году под руководством А.Картвели. Первоналально предполагалось кстановить турбореактивный двигатель на планёр P-47, но позже было решено разработать принципиально новый самолёт. Была выбрана аэродинамическая схема низкоплана с прямым крылом ламинарного профиля. В качестве силовой установки решено было использовать двигатель фирмы "Дженерал Электрик" GE-100 (J35) с осевым компрессором. Воздухозаборник разместили в носовой части фюзеляжа. Под фюзеляжем, прямо под кабиной пилота, установили большой воздушный тормоз. В марте 1945 года фирма получила заказ от армейских ВВС США на 3 опытных и 400 серийных самолётов. Из-за того, что война на Тихом океане близилась к завершению, многие заказы били аннулированы, но в 15 января 1946 года армейскик ВВС США подтвердили заказ на 15 предсерийных YP-84A и 85 серийных P-84B. Изготовление первого прототипа XP-84 на заводе в Фармингдейле (штат Нью-Йорк) было завершено в в декабре 1945 года. 28 февраля 1946 года лётчик-испытатель В.Льен впервые поднял его в небо с авиабазы Мюрок. Он стал первым новым американским военным самолётов, взлетевшим после войны. В августе начались полёты на втором прототипе. 7 сентября на нём был установлен новый мировой рекорд скорости - 978 км/ч (побит в тот же день английским Глостер "Метеор"). Серийное производство началось в апреле 1947 года. 11 июня 1948 года самолёт получил обозначение F-84.

P-84 ранних серий построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с прямым крылом. Стабилизатор смонтирован на киле. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя Алисон J35. Кабина пилота герметичная, закрыта каплевидным фонарём и оборудована катапультным креслом. Для увеличения дальности полёта на законцовках крыла и под фюзеляжем могли подвешиваться ПТБ. Вооружение самолёта состояло из 6 12,7-мм пулемётов, неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб.

В 1949 году с целью поднять лётные данные началась разработкка варианта со стреловидным крылом. В этот период США были стеснены в средствах на разработку новых самолётов, а данный вариант позволял использовать до 60% оснастки и комплектующих от предыдущего варианта "Тандерждета". Первоначально новый самолёт носил обозначение XF-96A. Прототип был изготовлен весной 1950 года. 3 июня он впервые поднялся в небо с авиабазы Мюрок (лётчик-испытатель О.Хаас). Начало войны в Корее дало возможность полномасштабного финансирования работ и уже в июле был подписан контракт на окончание разработки и организацию серийного производства. 9 августа самолёт получил обозначение XF-84F "Тандерстрик". Хотя самолёт показал неплохие лётные данные, по требованию военных был установлен более мощный двигатель - английский Армстронг-Сиддлей "Сэпфайр". Было решено приобрести лицензию и организовать его производство на фирме "Кертисс-Райт" (под обозначением J65). Большие габариты двигателя привели к переделке задней части фюзеляжа. 2 предсерийных YF-84F были изготовлены в 1951 году. Из-за производственных проблем и задержек с освоением двигателя серийное производство началось в только в ноябре 1952 года.

F-84F построен по аэродинамической схеме среднеплана со стреловидным крылом и стреловидным оперением. Крыло оборудовано предкрылками. Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя Кертисс-Райт J65. Сдвижная секция фонаря кабины имела рычаг-качалку, на которой он сначала поднимался вверх, а затем сдвигался назад. Вооружение самолёта состояло из 6 12,7-мм пулемётов, неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб.

Существовали следующие модификации:

Производство F-84 продолжалось до января 1958 года. Всего на заводах "Рипаблик" и "Дженерал Моторс" изготовлено 4455 самолётов с прямым крылом. В производстве в качестве подрядчиков участвовали фирмы "Кайзер метал продуктс" (изготавливала фюзеляжи), "Сервел" (крылья) и "Гудйер эйркрафт" (фонарь и гаргрот). Поставлялся на экспорт в Бельгию, Голландию, Грецию, Данию, Иран, Италию, Норвегию, Португалию, Таиланд, Тайвань, Турцию, ФРГ, Францию, Югославию.

В боевых условиях F-84 впервые применён 7 декабря 1950 года в Корее. Первоначально F-84E использовались для сопровождения бомбардировщиков B-29. Но из-за малой эффективности против МиГ-15 вскоре были переведены на выполнение бомбо-штурмовых ударов по наземным целям. В ВВС США самолёты эксплуатировались до конца 50-х - начала 60-х годов, после чего были переданы в Национальную гвардию, где служили до 1971 года. Французские F-84F применялись против Египта осенью 1956 года во время Суэцкого кризиса. Турецкие F-84F использовались во время кипрского кризиса в середине 70-х годов. До настоящего времени несколько самолётов различных модификаций сохранилось в авиационных музеях США.


Лётно-технические характеристики

Модификация F-84E F-84F-25
Двигатель  J35-A-17D  J65-W-3 
Взлётная тяга, кгс 2270 3279
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,11
11,77
3,91
11,24
13,25
4,39
Площадь крыла, м2 24,19 30,23
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

4633
6685
10197
6362
8780
12712
Запас топлива, л 1713 1713
Скорость максимальная, км/ч 980 1112
Скороподъёмность у земли, м/с 30,8 41,7
Дальность полёта максимальная, км 2376 3424
Практический потолок, м 13180 14030
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение 6x12,7 6x12,7
Бомбовая нагрузка, кг 1090 2724

Список использованных источников

  1. Истребители США. - Ч. 3. - М.: ЦАГИ, 2001. - С. 48-57.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz