Хаукер "Харрикейн"


''Харрикейн'' Mk.IIB
"Харрикейн" Mk.IIB советских ВВС

Разработка нового истребителя для замены "Фьюри" по заданию британского министерства авиации F.7/30 началась в КБ фирмы "Хаукер Эйркрафт" в Кингстоне под руководством С.Кэмма в 1933 году. Первоначально планировалось модернизировать "Фьюри", превратив его в моноплан. Проект получил первоначальное обозначение "Фьюри моноплейн". За основу конструкции была взят опытный "Хай Спид Фьюри". Фюзеляж, шасси, оперение были взяты практически без изменений. Кабина была выполнена закрытой. Крыло спроектировано заново. Двигатель было решено установить новый - Роллс-Ройс "Госхок". В июне 1933 года был изготовлен макет самолёта в масштабе 1:10 и начались его продувки в аэродинамической трубе. В августе эскизный проект был предъявлен министерству авиации, но интереса не вызвал, т.к. в мире ещё были модны бипланы. Кэмм решил продолжить работу на свой страх и риск.

В январе 1934 года фирма "Роллс-Ройс" предоставила материалы по новому двигателю PV.12 (в серии "Мерлин"), и было решено применить его вместо ненадёжного "Госхока". В конструкцию самолёта были внесены необходимые изменения: изменена моторама, сдвинут под центроплан радиатор. Новый проект получил название "Интерсептор моноплейн". В мае 1934 года началось изготовление рабочих чертежей. В конце августа появилось вышло задание F.36/34, фактически описывавшее уже спроектированный самолёт. В декабре был готов полноразмерный макет, который был утверждён макетной комиссией 10 января 1935 года. В августе 1935 года завершено изготовление первого прототипа. 6 ноября он впервые поднялся в небо с аэродрома в Бруклендсе (лётчик-испытатель П.Балмэн).

В ходе испытаний в конструкцию самолёта и двигателя пришлось вносить изменения. В феврале 1936 года самолёт передали для испытаний в центр AAEE в Мартлшем-Хис. В марте началась подготовка к серийному производству. 3 июня министерство авиации заказало фирме "Хаукер" (в это время она уже вошла в концерн "Хаукер-Сидли") сразу 600 истребителей - самый круптный заказ королевских ВВС в мирное время. В июле 1936 года под обозначением "Харрикейн" истребитель (без вооружения) демонстрировался на авиационной выставке в Хендоне. В августе на самолёт был установлены 8 пулемётов и 17 августа он впервые поднялся в небо с оружием. 20 июля фирма получила задание F.15/36, определявшие окончательный облик самолёта. Серийное производство начато в октябре 1937 года на заводе фирмы в Кингстоне. В декабре 1937 года истребитель принят на вооружение королевских ВВС Великобритании. Первой его получила 111 эскадрилья в Нортхолте. В ноябре 1938 года серийный "Харрикейн" демонстрировался на Парижском авиасалоне.

"Харрикейн" представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Фюзеляж имел ферменную раму из стальных труб с косыми расчалками. В передней части фюзеляжа обшивка была выполнена из фанеры, в задней - из пропитанного лаком полотна. Крыло на большинстве самолётов было цельнометаллическим, пятилонжеронным (2 основных и 3 вспомогательных лонжерона), с дюралевой обшивкой. Механизация крыла состояла из элеронов. До 1940 года часть самолётов оснащалась деревянным крылом. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин" с трёхлопастным двухшажным воздушным винтом DH 5/31 (DH 5/32, Ротол RMS-7). На первых самолётах применялся деревянный двухлопастный винт фиксированного шага Уоттс Z.38. Топливо размещалось в 2 крыльевых и 1 фюзеляжном протектированных баках. Под крылом могли подвешиваться 2 ПТБ по 166 л. Кабина пилота закрытая. Защита пилота включала бронестекло в козырьке фонаря и бронеспинку сиденья. Пилот попадал в кабину через сдвижную часть фонаря и небольшую дверцу в правом борту. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации. В корневой части правого крыла устанавливался фотокинопулемёт G-42 (G-42B).

Существовали следующие модификации:

Самолёт выпускался в 1937-1944 годах на заводах "Хаукер" в Бруклендсе и Лэнгли, "Глостер" в Брокуорте, "Остин Моторс" в Лонгсбридже, "Канадиэн кар энд фаундри" в Монреале (Канада), "Змай" в Земуне (Югославия), "Рогожарский" в Белграде (Югославия), "Авьонс Фэйри" в Брюсселе (Бельгия). Всего изготовлено 14233 самолёта различных модификаций (в Великобритании - 12875). За время производства в его конструкцию не вносилось существенных изменений, менялись только двигатели и состав вооружения. "Харрикейн" был самым консервативным истребителем в истории авиации. Кроме Великобритании, самолёт находился на вооружении ВВС Бельгии, Египта, Индии, Ирана, Ирландии, Канады, Португалии, Румынии, Турции, Финляндии, ЮАС, Югославии.

Впервые эти самолёты приняли участие в боях в сентябре 1939 года в Польше. Затем воевали в Норвегии, Бельгии, Франции. Первая победа на "Харрикейне" была одержана 30 октября 1939 года, когда английский пилот П.Маулд сбил над аэродромом Вассинкур (Франция) немецкий бомбардировщик Do-17. В августе 1940 года это был самый массовый истребитель "битвы за Англию". Затем принимал участие в воздушных боях на Мальте, в Греции, Югославии, Крите, Ираке, Сирии, Ливане, Ливии, Эфиопии, Сингапуре, Суматре, Сомали, Бирме, Цейлоне, Индии, Малайе.

Впервые советским специалистам "Харрикейн" был продемонстрирован ещё в июле 1937 года в Хендоне. В сентябре 1941 года "Харрикейн" начал поставляться в СССР по ленд-лизу. Всего в СССР поставлено 3082 самолёта различных модификаций. Первые самолёты поступили на вооружение ВВС Северного флота и 6-го истребительного авиакорпуса (Московская зона ПВО). Позже "Харрикейны" появились и на других участках фронта. С 1943 года они были сосредоточены в авиации ПВО. Самолёт находился на вооружении РККА до конца 1945 года (как и в Великобритании). В качестве памятника "Харрикейн" Mk.IIC/Trop установлен в посёлке Ревда Мурманской области. Другой "Харрикейн" является экспонатом музея ВВС Северного Флота.

На "Харрикейне" совершили тараны: Амет-Хан С., Кадыров Х.М., Костиков Н.И., Негуляев С.П., Пичугин Е.И., Пичугин С.С.


Лётно-технические характеристики

Модификация Mk.IIB
Двигатель "Мерлин" Mk.XX
Мощность, л.с.: 1280
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

12,19
9,81
3,99
Площадь крыла, м2 23,92
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

2485
3288
Запас топлива, л. 427
Скорость максимальная, км/ч 528
Дальность полёта максимальная, км 750
Практический потолок, м 10900
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 8х7,69

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 12-13.
  2. Котельников В.Р. "Ураган" над полем боя // Моделист-конструктор. - 1990. - №3. - С. 17-20.
  3. Котельников В.Р. "Харрикейн" // Крылья-дайджест. - 1997. - Вып. 9.
  4. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 38-43.
  5. Роман В. Документальная история "Харрикейна" IID в советской авиации // АэроХобби. - 1993. - №2. - С. 30-34.
  6. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 161-163.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz