И-16
И-16 тип 5 из 4 аэ республиканских ВВС Испании
И-16 тип 10 ВВС Китая
И-16 тип 24 из 4 гв.иап ВВС КБФ
И-16 тип 29 Героя Советского Союза П.А.Бринько
Разработку перспективного скоростного истребителя-моноплана
Н.Н.Поликарпов начал летом 1932 года в инициативном порядке. В мае 1933 года
ВВС проявляют интерес к проектируемуму самолёту и выдают Поликарпову на
него задание. В ноябре 1933 года руководству ВВС показан деревянный макет
ЦКБ-12. 22 ноября Совет Труда и Обороны СССР принимает решение о запуске
самолёта в серийное производство под обозначением И-16. В конце года были
построены 2 прототипа: с отечественным двигателем М-22 и американским Райт
"Циклон" F-2. 30 декабря лётчик-испытатель завода №39 В.П.Чкалов впервые
поднял ЦКБ-12 с двигателем М-22 в небо. В январе 1934 года состоялся полёт
и второго прототипа. Испытания продолжались до октября. Одновременно шло
освоение производства истребителя на заводах №39 в Москве и №21 в Горьком.
В 1935 году И-16 экспонировался на международной выствке в Милане (как
спортивный самолёт АСБ).
И-16 представлет собой свободнонесущий низкоплан с веретёнообразным
коротким фюзеляжем и убирающимся шасси. Силовая установка состояла из
поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения, закрытым капотом
NASA, с двухлопастным воздушным винтом. В процессе производства тип двигателя
менялся. Начиная с типа 18 устанавливался винт переменного шага. Конструкция
планера смешанная. Фюзеляж имел деревянный каркас (сосна, ясень), усиленный
стальными подкосами, с обшивкой из берёзового шпона и миткалевого полотна.
Основной силовой частью конструкции самолёта был центроплан, связывающий
между собой крылья, фюзеляж, шасси и двигатель. Центроплан имел жёсткую
ферменную конструкцию с деревянной и дюралевой обшивкой. Отъёмные части
крыла имели аналогичную конструкцию. Лобовые части крыла обшивались дюралюминием,
после чего всё крыло обтягивалось полотном. Место сочленения крыла и центровлана
закрывалось дюралевой лентой шириной 100 мм. Элероны и хвостовое оперение
имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Самолёты первых серий имели
фонарь кабины, сдвигающийся вперёд. Начиная с типа 10 устанавливался неподвижный
козырёк. Состав вооружения у самолётов разных типов был различным.
Существовали следующие модификации:
-
ЦКБ-12 - прототип. Изготовлен на заводе №39.
-
ЦКБ-12П (И-16П) - прототип пушечного истребителя. Изготовлен на заводе №39.
-
ЦКБ-18 - опытный штурмовик. Отличался увеличенным размахом крыльев, бронезащитой
кабины пилота, 4 крыльевыми пулемётами ШКАС или ПВ-1, бомбовым вооружением.
Изготовлен в 1935 году.
-
ЦКБ-29 (СПБ, "изделие164") - скоростной пикирующий бомбардировщик. Изготовлен
в 1936 году.
-
И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис) - первый серийный вариант. Оснащался мотором М-22.
Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов ШКАС. Выпускался в 1934-1935
годах на заводах №39 и №21. Изготовлено 400 экземпляров. В 1934 году на
заводе №21 выпускались самолёты И-5, ХАИ-1 и И-14. И-16 стал четвёртым
типом, откуда и пошло его официальное обозначение.
-
И-16 тип 5 - самолёт с двигателем М-25 (лицензионный Райт "Циклон" F-3).
Капот двигателя оснащён лобовыми жалюзи, изменён механизм уборки шасси.
Поставлялся в Испанию и Китай.
-
И-16 тип 6 - истребитель с 3 пулемётами ШКАС (1 синхронный в нижней части
фюзеляжа). В 1937 году на заводе №21 изготовлено 30 самолётов.
-
И-16 тип 9 - штурмовик. Вооружение состояло из 6 пулемётов ШКАС. Испытывался
в конце 1937 года.
-
И-16 тип 10 - истребитель с 4 пулемётами ШКАС (2 синхронных в верхней части
фюзеляжа). Оснащался форсированным двигателем М-25В и посадочными щитками.
В зимнее время могли устанавливаться лыжи. Поставлялся в Испанию и Китай.
В Испании часть самолётов (эскадрилья №4 под командованием А.Ариаса) была
оснащена американскими двигателями Райт "Циклон" F-54 и кислородными приборами.
Всего изготовлено 934 самолёта.
-
И-16 тип 11 - штурмовик. Отличался неубирающимся шасси. Разработан на заводе №21.
-
И-16 тип 12 - истребитель с пушечным вооружением. Оснащался 2 крыльевыми
пулемётами ШКАС и 2 пушками ШВАК. Выпускался на заводе №21 в 1937-1938 годах.
-
И-16 тип 17 - пушечный истребитель. Отличался размещением пулемётов ШКАС
в фюзеляже и форсированным двигателем М-25В. Выпускался в 1938 году на
заводе №21. Изготовлено 314 самолётов.
-
И-16 тип 18 - истребитель с двигателем М-62. На заводе №21 в 1939 году
изготовлено 177 самолётов. В тип 18 переоборудовано 134 ранее выпущенных
И-16. Впервые применён на Халхин-Голе.
-
И-16 тип 19 - вариант И-16 тип 10 с крыльевыми пулемётами СН. Выпускался
с 1939 года.
-
И-16 тип 20 - истребитель сопровождения с подвесными баками. Прошёл испытания
в 1939 году.
-
И-16 тип 24 - истребитель с двигателем М-63. Вооружение состояло из 4 пулемётов
ШКАС. Выпускался на заводах №21 и №153.
-
И-16 тип 27 - пушечный истребитель с двигателем М-62. Изготовлено 59 самолётов.
-
И-16 тип 28 - пушечный истребитель с двигателем М-63. Изготовлено 293 самолёта.
-
И-16 тип 29 - истребитель с 12,7-мм пулемётом БС и 2 синхронными ШКАС.
Выпускался с 1940 года.
-
И-16В - высотный. Отличался наличием турбокомпрессора. На заводе №156 переоборудовано
несколько самолётов.
-
И-16П - пушечный. Отличался двигателем Райт "Циклон". Вооружение состояло
из 2 синхронных пулемётов ШКАС и 2 пушек ШВАК. Переоборудован из И-16 тип 5.
-
И-16П (ЦКБ-12П) - пушечный. Отличался установкой 2 пушек в торцах центроплана.
Переоборудован из И-16 тип 10.
-
И-161 - модернизированный. Вооружение состояло из 4 крыльевых пулемётов
ШКАС и 4 20-кг бомб. Разработан в 1935 году.
-
И-161 (второй с таким обозначением) - облегчённый вариант И-16. Разработан
в 1937 году.
-
И-163-1 - эталон 1937 года. Отличался посадочными щитками. Масса снижена
до 1600 кг.
-
И-163-2 - вариант с посадочными щитками увеличенной площади.
-
И-164 (И-16с) - истребитель сопровождения (сопроводитель). Оснащался двигателем
М-25В и 2 дополнительными топливными баками. Испытывался в феврале 1938 года.
-
И-165 (И-16бис) - модернизированный. Отличался двигателем М-62, новой конструкцией
крыла, имненённой формой фюзеляжа, новым капотом двигателя и дополнительными
топливными баками. Изготовлено 2 самолёта.
-
И-166 - облегчённый до 1383 кг. Отличался двигателем М-25В, капотом NASA
с регулируемой задней щелью и лобовым кольцевым маслорадиатором.
-
УТ-2 (8211) - учебно-тренировочный (опытный). Отличался двухместной кабиной
с общим фонарём. Разработан в начале 1935 года на заводе №21. Изготовлено
3 самолёта.
-
УТИ-2 тип 14 - серийный учебно-тренировочный. Отличался раздельными кабинами
и неубирающимся шасси. Оснащался двигателем М-22. Выпускался в 1935-1937
годах на заводе №21.
-
УТИ-3 - учебно-тренировочный с двигателем М-58 (опытный). Построен и испытан
в 1935 году.
-
УТИ-4 тип 15 - учебно-тренировочный с двигателем М-25. Отличался убирающимся
шасси. Выпускался на заводах №21, №153 и №458. Изготовлено 3189 самолётов.
-
УТИ-4Б тип 15Б - боевой вариант УТИ-4. Вооружение состояло из 2 крыльевых
пулемётов БС, 6 РС-82 и 2 50-кг бомб. Вторая кабина закрывалась дюралевым
колпаком. Разработан на заводе №458 (эвакуированном в Баку) в 1941 году.
-
C.8 - испанский вариант И-16. Вооружался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС. Занимал
промежуточное положение между типами 5 и 10. В 1938-1939 годах изготовлено
14 самолётов. Находился на вооружении в ВВС Испании до 1953 года.
-
"Чжун 28-Цзя" - китайский вариант И-16. Отличался двигателем Райт "Циклон"
R-1820-F, обшивкой из бамбука. В 1938-1939 годах изготовлено 3 истребителя
и 30 двухместных учебно-тренировочных самолётов.
И-16 стап первым в мире массовым истребителем. Он выпускался на 5 заводах:
№39 (Москва), №21 (Горький), №153 (Новосибирск, построен специально для
И-16), №458 (Ростов-на-Дону) и №600 (Урумчи, Западный Китай). Ещё 14 самолётов
изготовлены в Испании на заводе SAF-15 в Аликанте. Всего в 1934-1942 годах
было выпущено 10292 самолёта различных модификаций (включая учебные). И-16
различных типов применялся в Испании,
Китае, на Халхин-Голе,
в совеско-финляндской войне и в начальный
период Великой Отечественной. На 22 июня 1941 года И-16 всех типов составляли
26% истребителей в западных округах и почти половину в морской авиации).
Истребители новых типов (ЛаГГ-3,
МиГ-3, Як-1)
ещё только начали поступать в войска и летать на них умели, в лучшем случае,
командиры полков и эскадрилей. И-16 был самым освоеным рядовыми лётчиками
истребителем и отражать первый натиск врага пришлось именно ему (вместе
с поликарповским же И-153). В некоторых частях
эти самолёты эксплуатировались до 1944 года. На Дальнем Востоке И-16 оставались
в строю до августа 1945 года (на вооружении 888 иап).
На И-16 тип 5 совешили тараны: Жердев Н.П.,
Луковников С.А., Максименков С.Л.,
Путивко П.И., Тархов С.Ф.
На И-16 тип 10 совершили тараны: Губенко А.А.,
Кустов В.П., Михайлов Б.И.,
Мошин А.Ф., Попов А.Р.,
Скобарихин В.Ф., Шарай В.Е.
На И-16 тип 17 совешил таран Медведев Д.А.
На И-16 тип 24, 27, 28 совешили тараны: Артамонов А.А.,
Ачкасов С.В., Багрянцев М.И.,
Банченков Г.С., Бахтин В.П.,
Бенделиани Ч.К., Борисов Л.И.,
Воронцов Е.П., Гнидо П.А.,
Гудимов С.М., Деменок В.Ф.,
Джабидзе Д.В., Жуков М.П.,
Зайцев Д.А., Закревский А.В.,
Залевский В.Н., Здоровцев С.И.,
Иванов И.И., Каберов И.А.,
Киричков А.В., Кобец А.П.,
Куница С.А., Кустов И.Е.,
Липатов В.Г., Лобода В.С.,
Макаров С.П., Максимов В.,
Мальцев П.Н., Машковский С.Ф.,
Михин Я.Ф., Мисяков И.Т.,
Муравицкий Л.З., Новиков Е.П.,
Новиков И.И., Пилипенко И.М.,
Сироштан В.В., Сторожаков А.Н.,
Талалихин В.В., Терёхин Н.В.,
Тивин Е.Г., Титовка С.А.,
Тотмин Н.Я., Харитонов П.Т.,
Чватов Д.А., Шаманов И.М.,
Шапошников Ф.Д., Яловой А.И.
На И-16 тип 29 совешили тараны: Бринько П.А.,
Захаров В.Н., Козлов Н.А.,
Цыганов Е.Т.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
тип 5 |
тип 10 |
тип 17 |
тип 24 |
тип 29 |
Двигатель |
М-25А |
М-25 |
М-25В |
М-63 |
М-63 |
Мощность, л.с. |
730 |
750 |
750 |
900 |
900 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
9,0
5,985
3,25 |
9,004
6,074
3,25 |
9,004
6,074
3,25 |
9,004
6,13
3,25 |
9,004
6,13
3,18 |
Площадь крыла, м2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
1118,5
1508 |
1327
1716 |
1425,5
1810 |
1382,5
1882 |
1396,5
1940 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
на высоте
посадочная |
390
445
117 |
398
448
126 |
385
425
131 |
410
462
130,5 |
419
470
131 |
Время набора высоты 5000 м, мин. |
7,7 |
6,9 |
8,9 |
6,0 |
5,8 |
Дальность полёта максимальная, км |
540 |
525 |
417 |
440 |
440 |
Практический потолок, м |
9100 |
8470 |
8240 |
9700 |
9800 |
Время виража, с |
14-15 |
16-18 |
17-18 |
17-18 |
16-17 |
Длина разбега, м
пробега, м |
220
200 |
260
288 |
280
405 |
260
300 |
260
300 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Вооружение: |
2ШКАС |
4ШКАС |
2ШКАС
2ШВАК |
4ШКАС |
2ШКАС
2БС |
Список использованных источников
- Берсенёв Л., Спивак И. Боевой долгожитель // Крылья Родины. - 1984. - №8. - С. 28-30.
- Иванов В. Неизвестный И-16 // Крылья Родины. - 1993. - №12. - С. 20-21.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 52-53.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8-9.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 19-20.
- Маслов М. Истребитель И-16. - М.: М-Хобби, 1997.
- Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 12-13.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 275.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 491-497.