И-16


И-16 тип 5
И-16 тип 5 из 4 аэ республиканских ВВС Испании
И-16 тип 10
И-16 тип 10 ВВС Китая
И-16 тип 24
И-16 тип 24 из 4 гв.иап ВВС КБФ
И-16 тип 29
И-16 тип 29 Героя Советского Союза П.А.Бринько

Разработку перспективного скоростного истребителя-моноплана Н.Н.Поликарпов начал летом 1932 года в инициативном порядке. В мае 1933 года ВВС проявляют интерес к проектируемуму самолёту и выдают Поликарпову на него задание. В ноябре 1933 года руководству ВВС показан деревянный макет ЦКБ-12. 22 ноября Совет Труда и Обороны СССР принимает решение о запуске самолёта в серийное производство под обозначением И-16. В конце года были построены 2 прототипа: с отечественным двигателем М-22 и американским Райт "Циклон" F-2. 30 декабря лётчик-испытатель завода №39 В.П.Чкалов впервые поднял ЦКБ-12 с двигателем М-22 в небо. В январе 1934 года состоялся полёт и второго прототипа. Испытания продолжались до октября. Одновременно шло освоение производства истребителя на заводах №39 в Москве и №21 в Горьком. В 1935 году И-16 экспонировался на международной выствке в Милане (как спортивный самолёт АСБ).

И-16 представлет собой свободнонесущий низкоплан с веретёнообразным коротким фюзеляжем и убирающимся шасси. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения, закрытым капотом NASA, с двухлопастным воздушным винтом. В процессе производства тип двигателя менялся. Начиная с типа 18 устанавливался винт переменного шага. Конструкция планера смешанная. Фюзеляж имел деревянный каркас (сосна, ясень), усиленный стальными подкосами, с обшивкой из берёзового шпона и миткалевого полотна. Основной силовой частью конструкции самолёта был центроплан, связывающий между собой крылья, фюзеляж, шасси и двигатель. Центроплан имел жёсткую ферменную конструкцию с деревянной и дюралевой обшивкой. Отъёмные части крыла имели аналогичную конструкцию. Лобовые части крыла обшивались дюралюминием, после чего всё крыло обтягивалось полотном. Место сочленения крыла и центровлана закрывалось дюралевой лентой шириной 100 мм. Элероны и хвостовое оперение имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Самолёты первых серий имели фонарь кабины, сдвигающийся вперёд. Начиная с типа 10 устанавливался неподвижный козырёк. Состав вооружения у самолётов разных типов был различным.

Существовали следующие модификации:

И-16 стап первым в мире массовым истребителем. Он выпускался на 5 заводах: №39 (Москва), №21 (Горький), №153 (Новосибирск, построен специально для И-16), №458 (Ростов-на-Дону) и №600 (Урумчи, Западный Китай). Ещё 14 самолётов изготовлены в Испании на заводе SAF-15 в Аликанте. Всего в 1934-1942 годах было выпущено 10292 самолёта различных модификаций (включая учебные). И-16 различных типов применялся в Испании, Китае, на Халхин-Голе, в совеско-финляндской войне и в начальный период Великой Отечественной. На 22 июня 1941 года И-16 всех типов составляли 26% истребителей в западных округах и почти половину в морской авиации). Истребители новых типов (ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1) ещё только начали поступать в войска и летать на них умели, в лучшем случае, командиры полков и эскадрилей. И-16 был самым освоеным рядовыми лётчиками истребителем и отражать первый натиск врага пришлось именно ему (вместе с поликарповским же И-153). В некоторых частях эти самолёты эксплуатировались до 1944 года. На Дальнем Востоке И-16 оставались в строю до августа 1945 года (на вооружении 888 иап).

На И-16 тип 5 совешили тараны: Жердев Н.П., Луковников С.А., Максименков С.Л., Путивко П.И., Тархов С.Ф.

На И-16 тип 10 совершили тараны: Губенко А.А., Кустов В.П., Михайлов Б.И., Мошин А.Ф., Попов А.Р., Скобарихин В.Ф., Шарай В.Е.

На И-16 тип 17 совешил таран Медведев Д.А.

На И-16 тип 24, 27, 28 совешили тараны: Артамонов А.А., Ачкасов С.В., Багрянцев М.И., Банченков Г.С., Бахтин В.П., Бенделиани Ч.К., Борисов Л.И., Воронцов Е.П., Гнидо П.А., Гудимов С.М., Деменок В.Ф., Джабидзе Д.В., Жуков М.П., Зайцев Д.А., Закревский А.В., Залевский В.Н., Здоровцев С.И., Иванов И.И., Каберов И.А., Киричков А.В., Кобец А.П., Куница С.А., Кустов И.Е., Липатов В.Г., Лобода В.С., Макаров С.П., Максимов В., Мальцев П.Н., Машковский С.Ф., Михин Я.Ф., Мисяков И.Т., Муравицкий Л.З., Новиков Е.П., Новиков И.И., Пилипенко И.М., Сироштан В.В., Сторожаков А.Н., Талалихин В.В., Терёхин Н.В., Тивин Е.Г., Титовка С.А., Тотмин Н.Я., Харитонов П.Т., Чватов Д.А., Шаманов И.М., Шапошников Ф.Д., Яловой А.И.

На И-16 тип 29 совешили тараны: Бринько П.А., Захаров В.Н., Козлов Н.А., Цыганов Е.Т.


Лётно-технические характеристики

Модификация тип 5 тип 10 тип 17 тип 24 тип 29
Двигатель М-25А М-25 М-25В М-63 М-63
Мощность, л.с. 730 750 750 900 900
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,0
5,985
3,25
9,004
6,074
3,25
9,004
6,074
3,25
9,004
6,13
3,25
9,004
6,13
3,18
Площадь крыла, м2 - - - - -
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

1118,5
1508
1327
1716
1425,5
1810
1382,5
1882
1396,5
1940
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте
посадочная

390
445
117
398
448
126
385
425
131
410
462
130,5
419
470
131
Время набора высоты 5000 м, мин. 7,7 6,9 8,9 6,0 5,8
Дальность полёта максимальная, км 540 525 417 440 440
Практический потолок, м 9100 8470 8240 9700 9800
Время виража, с 14-15 16-18 17-18 17-18 16-17
Длина разбега, м

пробега, м

220
200
260
288
280
405
260
300
260
300
Экипаж, чел. 1 1 1 1 1
Вооружение: 2ШКАС 4ШКАС 2ШКАС
2ШВАК
4ШКАС 2ШКАС
2БС

Список использованных источников

  1. Берсенёв Л., Спивак И. Боевой долгожитель // Крылья Родины. - 1984. - №8. - С. 28-30.
  2. Иванов В. Неизвестный И-16 // Крылья Родины. - 1993. - №12. - С. 20-21.
  3. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 52-53.
  4. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8-9.
  5. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 19-20.
  6. Маслов М. Истребитель И-16. - М.: М-Хобби, 1997.
  7. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 12-13.
  8. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 275.
  9. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 491-497.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top