Белл P-39 "Аэрокобра"


P-39D
"Аэрокробра" Mk.I Героя Советского Союза Е.А.Кривошщеева
P-39D-2
P-39D-2 Героя Советского Союза И.В.Кузнецова

Разработка истребителя "модель 3" на фирме "Белл эйркрафт корпорейшн" (США) началась в июне 1936 году под руководством Р.Вуда и Х.Пойера. Особенностью проекта была установка двигателя у центра масс фюзеляжа с приводом винта через удлинённый вал. Такая компоновка позволяла улучшить маневренность и позволяла разместить в носу более мощное вооружение. Первоначально предполагалось разместить пилота за двигателем, но макет показал, что имеются проблемы с обзором. Тогда кабину перенесли вперёд. Новый проект получил обозначение "модель 4". 18 мая 1937 года новый макет был представлен армейскому воздушному корпусу. 7 октября фирма получила заказ на изготовление прототипа, получившего обозначение XP-39.

Прототип был изготовлен на заводе в Буффало и в разобраном виде перевезён на автомобиле в Райт-филд. 6 апреля 1938 года лётчик-испытатель Д.Тейлор впервые поднял его в небо. После первых успешиных полётов Тейлора был получен заказ на 12 предсерийных YP-39 и 1 высотный YP-39A. Тем временем первый прототип продули в аэродинамической трубе, после чего в конструкцию внесли ряд доработок. От высотного варианта отказались и тринадцатый предсерийный был достроен по типу YP-39. 10 сентября 1939 года фирма "Белл" получила первый заказ на изготовление 80 серийных истребителей P-39C (первоначальное обозначение P-45).

P-39 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трёхлонжеронное, трапецевидное в плане с закруглёнными законцовками. Механизация крыла состояла из закрылков типа Фрайз и предкрылков. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 12-цилиндрового V-образного поршневого двигателя жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 различных модификаций, расположенного за кабиной пилота. Двигатель соединялся с трёхлопастным (на P-39Q-21-25 - четырёхлопастным) воздушным винтом валом длиной около 3 м, проходящим под полом кабины. Запас топлива размещался в крыльевых баках. В левой консоли был также дополнительный бак на 136 кг топлива. Доступ в кабину осуществлялся через двери автомобильного типа. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал: 7,62-мм пулемёты, 12,7-мм пулемёты "Кольт-Браунинг", 20-мм пушки Испано M1, 37-мм пушки M4.

Существовали следущюие модификации:

Истребитель P-39 начал поступать на вооружение армии США в 1940 году. Начавшаяся в Европе Вторая мировая война потребовала большого количества самолётов. Для их производства фирме "Белл" в 1940 году был передан правительственный авиазавод в г. Ниагара Фоллз. Кроме того фирма на свои деньги приобрела ещё один завод в Буффало. В самом начале войны 200 самолётов заказала Франция, но получить их не успела. В 1941 году "Аэрокобры" начали поступать в Великобританию, но там они не прижились, т.к. обладали малой высотностью, в то время как английским лётчикам приходилось вести бои на высоте около 5000 м. Часть самолётов напраили в колонии, часть - в Советский Союз. 165 самолётов получила "Свободная Франция". После подписания перемирия в 1943 году P-39 стала получать Италия.

После доработки и устранения недостатков P-39 начали поступать на вооружение советских истребительных полков. На советско-германском фронте воздушные бои велись преимущественно на малых высотах. "Аэрокобры" хорошо себя зарекомендовали при сопровождении штурмовиков, в борьбе с пикирующими бомбардировщиками и нанесении ударов по наземным целям. На P-39N (бортовой №100) с весны 1943 года воевал выдающийся советский ас трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин. На этом самолёте он одержал 48 из своих 59 побед.

Производство P-39 продолжалось до августа 1944 года. Всего изготовлено 9558 самолётов различных модификаций. Из них 4924 были поставлены в СССР. Специально для Красной Армии был фирмой "Белл" разработан модернизированный истребитель P-63 "Кингкобра". P-39 находился на вооружении в США до апреля 1944 гоа, Италии - до июня 1945 года, Франции - до 1947 года. В СССР отдельные самолёты эксплуатировались до 1953 года. В настоящее время P-39Q является экспонатом музея ВВС в Дайтоне (штат Огайо).

На P-39 совешили тараны: Авдеев А.Ф., Берёзкин В.А., Глинка Б.Б., Гучек П.И., Дольников Г.У., Климов Н.Н., Кривошеев Е.А., Кудряшов Н.И., Кузнецов И.В., Лавриненков В.Д., Михалёв В.П., Никитин В., Фомин С.Д., Шматко И.Л.


Лётно-технические характеристики

Модификация P-39D-2 P-39Q-5
Двигатель V-1710-35 V-1710-85
Мощность, л.с. 1150 1200
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

10,37
9,22
3,60
10,37
9,20
3,78
Площадь крыла, м2 19,81 19,81
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

2480
3561
3722
2568
3458
3778
Запас топлива, л. 455 421
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте

522
545
528
602
Время набора высоты 6100 м, мин. 15,0 8,5
Дальность полёта максимальная, км:

без ПТБ
с ПТБ

960
1760
840
1720
Потолок, м 9790 10700
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение: 1x37
2x12,7
4x7,62
1x20
4x12,7

Список использованных источников

  1. Бакурский В.А. Истребитель P-39 "Аэрокобра". - М.: "Прометей", 1990.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 2. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 2-3.
  3. Истребители США. Ч. 1 // Авиационный сборник №13. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1996. - С. 63-75.
  4. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 147-148.
  5. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 37.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz