Разработка истребителя AP-10 в КБ фирмы "Северский эйркрафт корпорейшн" (с июня 1939 года "Рипаблик авиэйшн корпорейшн", США) под руководством А.Картвелли начадлась в 1939 году. За основу конструкции был взят истребитель P-43 "Лансер", выпущенный небольшой серией для Китая. В качестве силовой установки было решено использовать двигатель жидкостного охлаждения Аллисон V-1710-39. В первом варианте проекта, представленном армейскому воздушному корпусу в августе 1939 года, вооружение состояло из 2 крупнокалиберных пулемётов. Военные потребовали усилить вооружение, пусть даже в ущерб лётным качествам. Размеры самолёта были увеличены и добавлено 4 крыльевых 7,62-мм пулемёта.
В ноябре 1939 года по проекту AP-10 был заказан прототип, получивший обозначение XP-47. 17 января 1940 года армейский воздушный корпус дополнительно заказал невооружённый прототип XP-47A. Тем временем опыт боевых действий в Европе заставил изменить взгляды на современный истребитель. Требовалась большая огневая мощь, броневая защита, протектированные баки. Работы по XP-47 и XP-47A были прекращены и проект возвращён на доработку.
Двигатель Аллисон было решено заменить на двигатель воздушного охлаждения Прэтт-Уитни R-2800 "Твин Уосп" (самый мощный на то время). Фюзеляж строился вокруг системы турбонаддува двигателя: турбина компрессора была размещена в хвостовой части, воздухозаборник системы наддува - за двигателем, выхлопные газы для привода ткрбины подавались по отдельным патрубкам и экстрагировались под фюзеляж, воздух от компрессора через охладитель подавался в двигатель. Из-за воздушного винта большого диаметра (3,66 м) пришлось применить телескопические стойки шасси. Вооружение было усилено до 8 12,7-мм пулемётов. 6 сентября 1940 года фирма получила заказ на изготовление прототипа ХP-47B, а уже через неделю - заказ на 773 серийных истребителя. Первый полёт прототипа состоялся 6 мая 1941 года (лётчик-испытатель Л.Брэбхем). Серийное производство началось в декабре того же года. Принят на вооружение ВВС США в марте 1942 года. Поставки в армию США начались в июне (первым его получила 56 истребительная группа).
P-47 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Крыло имело эллиптичекую в плане форму. На самолётах ранних выпусков рулевые поверхности имели тканевую обшивку. Шасси убирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого 18-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения R-2800 с четырёхлопастным воздушным винтом. Для уменьшения поперечного сечения фюзеляжа и снижения температуры выхлопных газов, подаваемых на привод турбокомпрессора, он установлен в хвостовой части фюзеляжа. Кабина пилота закрытая, негерметичная, с броневой защитой. P-47B и P-47C имели гаргрот за кабиной. Начиная с D-25RE и D-26RA устанавливался каплевидный фонарь. Состав вооружение менялся в зависимости от модификации и включал 12,7-мм пулемёты Кольт-Браунинг, 127-мм неуправляемые ракеты HVAR, до 1135 кг бомб.
Существовали следующие модификации:
Выпускался до 1946 года на заводах "Рипаблик" в Фармингдейле и Эвенсвилле, "Кертис" в Буффало. Всего изготовлено 15683 "Тандерболтов" различных модификаций. Это самый массовый американский истребитель. Поставлялся в Бразилию (88 самолётов), Великобританию, Мексику (25). 446 самолётов получила "Свободная Франция".
Впервые в боевых условиях применён 10 марта 1943 года. P-47 применялся на всех фронтах Второй мировой войны (включая Аляску) в качестве истребителя сопровождения и штурмовика. Самолёты этого типа совершили около миллиона боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на земле 12000 самолётов противника (при потере 5222), сбросили 132482 т. бомб, выпустили 59567 ракет. Бразильские P-47 применялись в боях в Италии в 1944 году. Английские "Тандерболты" с сентября 1944 года применялись в Бирме. Есть сведения о участии мексиканских самолётов в боях на Филиппинах в 1945 году.
После войны американские P-47 начали широко продаваться в страны третьего мира: Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гондурас, Доминиканскую республику, Иран, Китай, Колумбию, Никарагуа, Перу, Турцию, Чили, Эквадор, Югославию. Некоторые из них эксплуатировались до 1960 года. Английские "Тандерболты" были сняты с вооружения сразу после окончания войны на Тихом океане. В США сняты с вооружения в 1955 году. Французские P-47 с 1951 года стали заменяться реактивными самолётами и выводиться в Алжир, где использовались до вывода французских войск в 1960 году.
В 1944 году СССР по ленд-лизу поставлено 3 P-47D-10RE, 100 D-22RE и 100 D-27-RE (всего прибыло 195). первоначально они были направлены в авиацию ПВО, но позже переведены в морскую авиацию, где эксплуатировались до 1946 года. Отдельные экземпляры до середены 50-х годов использовались как учебные пособия в ВВИА им. Жуковского, ВВИА им. Можайского и МАИ.
В настоящее время P-47 можно увидеть в Чамплинском музее истребительной авиации (штат Аризона), в музее ВВС на авиабазе Райт-Петтэрсон. Несколько самолётов сохраняются в лётном состоянии.
Модификация | ||
---|---|---|
Двигатель | ||
Взлётная мощность, л.с. | 2000 | 2535 |
Габариты, м:
размах крыла
|
12,45
10,76 4,31 |
12,44
11,02 4,40 |
Площадь крыла, м2 | 27,9 | 27,9 |
Масса, кг:
пустого
|
4243
5560 6065 |
4859
6628 7945 |
Запас топлива, л. | 1155 | 1400 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
|
558
685 |
560
686 |
Максимальная скороподъёмность, м/с | 13,0 | 14,1 |
Дальность полёта, км:
нормальная
|
880
- |
1520
2880 |
Практический потолок, м | 12800 | 12200 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
Вооружение:
пулемёты, мм
|
8х12,7
- |
8х12,7
1135 |