Савойя-Маркетти SM.81 "Пипистрелло"


SM.81
SM.81 авиации франкистов

Средний бомбардировщик SM.81 разработан на фирме Савойя-Маркетти (Италия) в 1934 году под руководством А.Маркетти на базе пассажирского SM.73. Массовое производство началось в этом же году. Принят на вооружение весной 1935 года.

SM.81 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Крыло трёхлонжеронное деревянное. Фюзеляж представлял собой ферму из хромо-молибденовых стальных труб с комбинированной обшивкой из дюраля и полотна. На случай посадки на воду фюзеляж имел 36 водонепроницаемых отсеков. Шасси неубирающееся, трёхопорное с задним колесом. Основные стойки закрыты обтекателями. Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Альфа Ромео 125 RC.35 (126 RC.34), либо 14-цилиндровых "Изотта-Фраскини" (лицензионный Гном-Рон K.14), либо 9-цилиндровых Пьяджо "Стелла" IX RC.40 с трёхлопастными винтами (на прототипе стояли четырёхлопастные). Двигатели самолётов ранних серий закрывались кольцом Тауненда (2 типов), позже начали устанавливать капоты Магни-NASA. Кресла пилотов в кабине располагались рядом друг с другом. Застеклённая кабина бомбардира распологалась под фюзеляжем (сразу за передним двигателем). Бомбы калибром от 15 до 500 кг размешались вертикально в нижней части фюзеляжа. Под фюзеляжем могли подвешиваться 2 торпеды. Оборонительное вооружение состояло из 5 7,69-мм пулемётов: по 2 в верхней и нижней полуубирающихся турелях и 1, стрелявший сквозь люки в бортах.

Существовали следующие модификации:

В производстве SM.81 участвовали практически все авиазаводы Италии. Всего изготовлено 530 самолётов всех модификаций. Производство прекращено в марте 1938 года. Поставлялся на экспорт в Албанию и Ливию. 1 самолёт в 1937 году был направлен в Китай.

Впервые применён в боевых условиях в декабре 1935 года в Абиссинии (Эфиопии). До 1937 года был основным бомбардировщиком итальянских ВВС, пока его не сменил более современный SM.79. Самолёты без вооружения и с переоборудованным салоном использовались для обслуживания высшего руководства Италии, включая короля и Муссолини (управлял свом самолётом лично).

К концу 30-х годов SM.81 считался уже устаревшим, но, тем не менее, он применялся в гражданской войне в Испании (именно на SM.81 были переброшены 30 июля 1936 года мятежные части генерала Франко из Марокко в Алхесирас) и в течение всей Второй мировой войны. Если в Эфиопии при отсутствии у противника авиции SM.81 показал себя достаточной эффективным, то уже в Испании он мог удовлетворительно действовать только при значительном истребительном прикрытии. Во время Второй Мировой войны SM.81 применялся в Северной Африке, Греции и на Восточном фронте для нанесения бомбовых ударов, торпедирования, перевозки грузов, высадки парашютистов и буксировки планёров. После капитуляции Италии в 1943 году большинство самолётов досталось союзникам. После войны уцелевшие самолёты эксплуатировались в качестве транспортных.


Лётно-технические характеристики

Модификация SM.81
Экипаж, чел 6
Двигатели 125 RC.35
Мощность, л.с.: 3х750
Габариты, м:

длина
размах крыла
высота

18,32
24,0
4,86
Площадь крыла, м3 93,3
Масса, кг:

пустого
взлётная

6500
10500
Запас топлива, л. 3615-4400
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

316
290
Максимальная скороподъёмность, м/мин. 335
Дальность полёта, км 1500-2000
Потолок, м 7000
Бомбовая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

1200
2000
Пулемётное вооружение 5х7,69

Список использованных источников

  1. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 3. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 34-35.
  2. Итальянские гражданские и военные самолёты, 1930-1945. - Ч. 2. - М.: ЦАГИ, 1996. - С. 48-49.
  3. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 287.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz