Under constraction!

Су-2


Су-2
Су-2 зам. командира 135 ббап А.И.Пушкина, на котором совершила таран Е.И.Зеленко

В начале 1936 года был объявлен конкурс на создание массового многоцелевого самолёта под кодовым обозначением "Иванов". Одним из первых к созданию такого самолёта приступили в КОСОС ЦАГИ. Ещё сентябре 1935 года в бригаде №3, возглавляемой главным конструктором П.О.Сухим, начались опытно-конструкторские работы по самолёту, получившему обозначение АНТ-51. Исходным стал проект скоростного разведчика с двигателем М-34ФРН жидкостного охлаждения. Были проведены аэродинамические и центровочные расчёты, испытаны 4 опытных отсека крыла, проработаны вопросы компоновки. С объявлением конкурса работа началась также в коллективах Н.Н.Поликарпова, И.И.Немана, Д.Г.Григоровича и С.А.Кочеригина, С.В.Ильюшина.

Согласно заданию ОКБ А.Н.Туполева поручалась разработка цельнометаллического самолёта. Первоначально проектирование продолжалось под мотор М-34ФРН, но в начале 1937 года проект был переработан под более мощный и надёжный в боевой эксплуатации двигатель воздушного охлаждения М-62. Чтобы сократить габариты самолёта было решено выполнить по возможности более плотную компоновку. Основная целевая нагрузка была размещена под полом кабины, экипаж размещён в сравнительно небольшой общей кабине. Для повышения живучести применены протектированные топливные баки. Конструкция планёра характеризовалась высокой производственной технологичностью (широко применена агрегатная сборка, плазово-шаблонный метод). Впервые в СССР были применены прессованные дюралевые профили открытого типа, высокопрочные алюминиевые сплавы, кислородно-водородная сварка, гибкий текстолит, анкерные самоконтрящиеся гайки, болты-саморезы, экранированная электропроводка, герметически запирающиеся многоконтактные шткпсельные разъёмы, внутрисамолётная звуковая связь.

Первый прототип АНТ-51 СЗ-1 ("Сталинское задание") был построен к лету 1937 года. 25 августа лётчик-испытатель М.М.Громов совершил на нём первый полёт. Испытания двух прототипов продолжались до марта 1938 года и подтвердили заявленнные характеристики, но заказчик выдвинул требование установки более мощного двигателя и увеличения скорости. Летом 1938 года на второй прототип был установлен двигатель М-87АВ и в августе начались его испытания. Из-за потери самолёта в авиакатастрофе (3 августа) пришлось изготовить третий прототип. Лётные характеристики СЗ-3 удовлетворили заказчика и в конце марта 1939 года (ещё до завершения государственных испытаний) вышло постановление Комитета обороны об организации его серийного производства под обозначением ББ-1 на заводах №135 в Харькове и "Саркомбайн" (позже завод №292) в Саратове. 15 февраля 1940 года новый нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин подписал приказ о развёртывании производства ББ-1 уже на трёх заводах: №135, №31 (Таганрог) и №207 (бывший "Дирежаблестрой", ныне Долгопрудный Московской области). Самолёт принят на вооружение в июне 1940 года. Первым их получил сформированный в Харьковском ВО в мае 1940 года 135 ббап (по номеру Харьковского авиазавода).

Су-2 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа монокок с толстой обшивкой. Двухлонжеронное, трапециевидное в плане крыло состояло из центроплана и съёмных консолей. Механизация крыла состояла их элеронов типа "Фрайз" и щитков-закрылков типа "Шренк". Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состоит из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-88 (М-88Б). Кабина экипажа закрытая обтекаемым фонарём со сдвижной средней частью, оснащена двойным управлением (при необходимости штурман мог подменить лётчика, отпала необходимость в специальной учебной модификации). Под приборной доской штурмана размещалась радиостанция РСБ. Под ней устанавливалась фотокамера АФА-13 (НАФА-19). Часть самолётов оснащалась радиополукомпасом РПК-2. Вооружение состояло из 4 неподвижных 7,62-мм пулемётов ШКАС в консолях крыла и 1 ШКАС во вращающейся экранированной турели МВ-5 (МВ-5М, ТСС-1). Ещё один пулемёт мог устанавливаться в нижней люковой установке МВ-2 за кабиной штурмана. Бомбовоя нагрузка располагалась в фюзеляжном бомбоотсеке и на внешней подвеске под крылом.

Существовали следующие модификации:

Су-2 выпускался в 1939-1942 годах на заводах №135 (Харьков, позднее Пермь), №31 и №207. Всего изготовлено 877 самолётов.

К началу войны успели выпустить 413 самолётов Су-2. Ими был полностью оснащён 135 ббап. Ещё 7 полков имели по нескольку таких самолётов. В боевых условиях впервые применён 24 июня 1941 года на Западном фронте, когда самолёты 97 бап начали наносить бомбовые удары по наступающим войскам 2 танковой группы противника.

На Су-2 совешила таран Зеленко Е.И.


Лётно-технические характеристики

Модификация Су-2
Двигатели М-88Б
Взлётная мощность, л.с.: 1100
Габариты, м:

длина
размах крыла
высота

10,25
14,3
3,94
Площадь крыла, м3 29
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

2954
4310
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте 5000 м

378
460
Дальность полёта, км 890
Время набора высоты 5000 м, мин. 12,6
Практический потолок, м 8900
Длина разбега, м

пробега, м

425
454
Экипаж, чел 2
Бомбовая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

400
600
Пулемётное вооружение 5 ШКАС

Список использованных источников

  1. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 4. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 8-9.
  2. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 102-103.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 33.
  4. Михайлова Л. Су-2 в бою // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 16-17.
  5. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1998. - №2. - С. 46-48.
  6. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 293.
  7. Хазанов Д.Б. Сто тысяч "Чингисханов": Правда и вымыслы о бомбардировщике Су-2 // Авиамастер. - 2000. - №5. - С. 26-31.
  8. Хазанов Д.Б., Гордюков Н.Т. Ближний бомбардировщик Су-2. - М.: "Техника - молодёжи", 2000.
  9. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 45-48.
Hosted by uCoz