Under constraction!

Война на Севере (июнь 1941 - ноябрь 1944)


''Алёша'' над Мурманском Север, воля, надежда - страна без границ,
Снег без грязи - как долгая жизнь без вранья.
Вороньё вам не выклюет глаз из глазниц -
Потому что не водится здесь воронья.

Владимир Высоцкий

Накануне войны на территории Норвегии и Северной Финляндии была развёрнута отдельная армия "Норвегия" в составе 3 корпусов: 3, 36 и горнострелкового "Норвегия". По плану наступления армии "Норвегия" ставилась задача захватить Мурманск, главную военно-морскую базу Северного флота Полярный, полуостров Рыбачий и Кировскую железную дорогу севернее Беломорска. Карельская армия финов получила задачу захватить южную часть Карелии и встретиться с войсками группы армий "Север" на реке Свирь. Одновременно с боевыми действиями на суше предусматривались морские операции в Баренцевом море в целях уничтожения кораблей и баз Северного флота, содействия своим сухопутным войскам, блокады морского побережья и контроля над морскими коммуникациями. Поддержку действий сухопутных войск с воздуха осуществляли немецкий 5 воздушный флот (240 боевых самолётов) и ВВС Финляндии (307 самолётов).

Защита советского Заполярья и Карелии возлагалась на 14 (мурманское направление, командующий генерал-лейтенант В.А.Фролов) и 7 (кандалакшское направление, командующий генерал-лейтенант Ф.Д.Гореленко) армии Ленинградского военного округа. На южном фланге 7 армии соприкасалась с 23 армией, прикрывавшей Карельский перешеек. ВВС 14 А составляла 1 смешанная авиадивизия: 137 сбап, 145 иап, 147 иап (28 бомбардировщиков СБ и 97 истребителей И-15бис, И-16, И-153); ВВС 7 А - 55 сад, в состав которой входил всего 1 полк - 72 сбап (34 СБ). 27 июня (уже после начала боевых действий) к нему добавился 155 иап (33 И-16). ВВС Северного флота (командующий генерал-майор авиации А.А.Кузнецов) имели 114 самолётов (11 бомбардировщиков, 49 истребителей, 54 гидросамолёта). Кроме того, в феврале 1941 года была создана Северная зона ПВО, состоящая из Мурманского, Архангельского, Петрозаводского и Свирского бригадных районов ПВО. Парк самолётов был довольно устаревшим, но более половины лётчиков и штурманов прослужили в Заполярье более 2 лет, многие имели опыт боёв в Испании, на Халхин-Голе и в финскую фойну, 2/3 экипажей были подготовлены для полётов ночью. Штабы дивизий и полков также были укомплектованы, в основном, людми, имевшими опыт войны с Финляндией.

С началом войны Ленинградский ВО был преобразован в Северный фронт. Первый сигнал воздушной тревоги прозвучал в Мурманске уже на рассвете 22 июня 1941 года. Вражеская авиация совершила налёт на посёлки Ура-Губа и Кола. К 30 июня самолёты 5 воздушного флота противника совершили 21 налёт на советские войска, 6 - на коммуникации, 7 - на аэродромы. 25 июня советская авиация нанесла ответный удар по 18 наиболее важным аэродромам противника. В этот же день лётчики 145 иап открыли боевой счёт, сбив у маяка Мишукова Me-110.

29 июня немецкий горнострелковый корпус "Норвегия" перешёл Государственную границу СССР и начал начтупление на Мурманск (взятие города было намечено на 4 июля). Войска 14 А отошли на рубеж по восточному берегу реки Западная Лица. Здесь враг был остановлен. В середине сентября возобновили наступление, но к 15 сентября были остановлены и отброшены назад. Фронт в этом районе стабилизировался до 1944 года. Не смотря на все усилия, немцам так и не удалось продвинуться дальше ни на шаг. В январе 1942 года армия "Норвегия" была преобразована в 20 горную армию, а горнострелковый корпус "Норвегия" - в 19 горнострелковый. Теперь противник ставил задачу удержать захваченную территорию и обеспечить безопасность никелевых рудников в районе Петсамо.

1 июля началось наступление 36 немецкого корпуса и 6 финской пехотной дивизии на канлалакшском направлении. Противник намеревался захватить город Кандалакшу и перерезать Кировскую железную дорогу. Но на его пути оказались войска 42 стрелкового корпуса, оборону которых он безуспешно пытался прорвать в течение сорока дней. В августе, усилив группировку войск, противник попытался вновь овладеть Кандалакшей, но к 20 сентября его наступление было снова остановлено.

2 июля финские войска начали наступление на ухтинском и кестеньгском направлениях. Имея тройной перевес в силах, противнику удалось к 9 июля продвинуться на 20-40 км в глубь Карелии. На ребольском направлении противнику удалось прорвать нашу оборону, но к середине июля его наступление было остановлено. Было остановлено наступление так же к северу от Ладожского озера, на олонецком и петрозаводском направлениях.

Действия сухопутных войск противника активно поддерживались авиацией. Этому способствовало наличие полярного дня. Воздушные бои не утихали круглые сутки. Первоначально противник действовал группами по 12-30 самолётов, но, встретив отпор со стороны нашей авиации и зенитной артиллерии и понеся потери, начал летать мелкими группами по 5-7 самолётов на большой высоте, маскируясь облачностью и солнцем. К поддержке наших сухопутных войск (особенно летом и осенью 1941 года, когда сил фронтовой авиации было явно недостаточно) широко привлекалась морская авиация. В июле в состав ВВС 7 А прибыли 197 иап (19 И-153) и 65 шап (в качестве штурмовиков использовались И-15бис).

Так как командование фронта находилось в Ленинграде, что затудняло руководство войсками на большом удалении в Заполярье, Ставка ВГК 23 августа приняла решение о разделении Северного фронта на Ленинградский и Карельский. Командующим войсками Карельского фронта был назначен генерал-лейтенант В.А.Фролов. Одновременно из ВВС 14 и 7 А были сформированы ВВС Карельского фронта, которые возглавил Герой Советского Союза (впоследствии дважды) генерал-майор авиации Т.Т.Хрюкин.

В сентябре финским войскам всё же удалось прорвать фронт и выйти к реке Свирь, перерезав Кировскую железную дорогу. Улучшить снабжение войск Карельского фронта удалось только после введения в строй железнодорожной ветки Сорокская-Обозёрская. Ставка ВГК придавала большое значение петрозаводскому направлению. В конце сентября 7 А была выведена из состава фронта и подчинена непосредственно Ставке. Командующим армией был назначен генерал армии К.А.Мерецков. ВВС 7 А были усилены 31 пбап (19 Пе-2), 238 иап (19 ЛаГГ-3) и 179 иап (11 МиГ-3). Но удержать Петрозаводск не удалось. При этом фины пытались захватить и Медвежьегорск, но все атаки были отбиты. В октябре ВВС 7 от.А были переформированы в 103 сад (командир полковник И.Д.Удонин).

В феврале 1942 года противник занял Медвежьегорск и вышел к Беломоро-Балтийскому каналу. При этом он понёс большие потери и был вынужден перейти к обороне.

В марте 1942 года в составе Мурманского дивизионного района ПВО была сформирована 122 истребительная авиадивизия. В апреле в составе Карельского фронта на базе Кандалакшской оперативной группы была сформирована 19 А, на базе Кемской оперативной группы - 26 А, Медвежьегорской и Масельской - 32 А. 10 ноября 1942 года на базе частей и соединений ВВС Карельского фронта была образована 7 воздушная армия. Командиром 7 ВА был назначен генерал-лейтенант авиации И.М.Соколов. Одновременно ВВС 14, 19, 26 и 32 армий преобразованы соответственно в 258 иад, 260 бад, 261 шад и 259 иад. Кроме них в состав армии вошли 679 тап, 5 ап ГВФ, 9 утап, 118 от.раэ, 42 от.каэ, 20 от.саэ и 14 от.аэс.

Под Мурманском тараны совершили: Адонкин В.С., Антонюк М.К., Иванов Л.И., Игнатьев Н.И., Кайков П.А., Костиков Н.И., Кривошеев Е.А., Лопатин К.К., Мисяков И.Т., Негуляев С.П., Николаев Б.П., Одинцов И.Д., Поздняков А.П., Реутов Д.А., Сорокин З.А., Ткачёв С.Ф., Хлобыстов А.С., Чиликов Г.Н.

В Карелии тараны совершили: Бондаренко А.В., Виноградов В.Г., Книжник В.А., Краснолуцкий М.П., Мясников Б.А., Сорокин А.В.


Список использованных источников

  1. Бескоровайный А.И. В небе Севера. - М.: ДОСААФ, 1986.
  2. Бойко В.С. Крылья Северного флота. - Мурманск: Мурманское кн.изд., 1976.
  3. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник / под ред. М.М.Кирьянова. - 2 изд., доп. - М.: Политиздат, 1988.
  4. Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы. - М.: Политиздат, 1990.
  5. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. - М.: "Советская энциклопедия", 1985.
  6. Герасименко Д.Я., Колкер И.И., Нехорошков Ф.А. Славен Героями Северный флот. - 2-е изд., доп. - Мурманск: Мурманское кн. изд., 1982.
  7. Герои земли советской. - 2-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск: Карельское кн. изд., 1968.
  8. Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии. - М.: Воениздат, 1987.
  9. Иноземцев И.Г. Тараны в северном небе. - М.: Воениздат, 1981.
  10. История Великой Отечественной войны. - Т. 2. - М.: Воениздат, 1963.
  11. Киселёв А.А., Тулин М. Улицы Мурманска. - Мурманск: Мурманское кн. изд., 1974.
  12. Краснознамённый Северный флот. - М.: Воениздат, 1983.
  13. Морозов М. Год коренного перелома // Авиационое обозрение. - Вып. 5. - С. 36-43.
  14. Симонов К.М. Мурманскоое направление. - Мурманск: Мурманское кн. изд., 1972.
  15. Сорокин З.А. В небе Заполярья. - М.: ДОСААФ, 1963.
  16. Сорокин З.А. Друзья-однополчане. - М.: Воениздат, 1962.
  17. Сорокин З.А. Истребители идут наперехват. - М.: ДОСААФ, 1965.
  18. Сорокин З.А. Крылатые гвардейцы. - М.: Воениздат, 1966.
  19. 30 лет народнному подвигу / Сост. А.И.Краснобаев - Мурманск: Мурманское кн. изд., 1974.
  20. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. - М.: Воениздат, 1949.
  21. Это было на Крайнем Севере. - Мурманск: Мурманское кн. изд., 1965.
Hosted by uCoz