Первый таран совершил 24 сентября 1941 года на подступах к Брянску. Второй таран совершил 24 мая 1942 года под Сталинградом. |
Родился 30 апреля 1917 в Петрограде в многодетной семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1940 года. Окончил 9 классов средней школы, школу ФЗУ и 3 курса электротехнического рабфака. Работал в добровольном спортивном обществе "Рот-фронт" и одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1938 года. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, затем Кирово-бадские высшие курсы лётной подготовки и воздушной стрельбы. Служил в Белорусском Особом военном округе под Барановичами, где и застала его война.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Заместитель командира эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка (43-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт) старший лейтенант Козлов Н.А. открыл свой боевой счёт на второй день войны, сбив в воздушном бою на самолёте И-16 тяжёлый истребитель противника Me-110. 21 августа в воздушном бою под Брянском один бомбардировщик Ju-88 сбил, а другой подбил. Совершил вынужденную посадку на повреждённом самолёте в поле. К сентябрю на его личном счёте было уже 9 сбитых вражеских самолётов.
24 сентября 1941 года на подступах к городу Брянску на истребителе И-16 тип 29 вступил в бой с 5 бомбардировщиками противника Ju-88. В ходе боя двух из них сбил огнём бортового оружия. Вскоре боеприпасы кончились. Вдруг он заметил, как одному "юнкерсу" удалось прорваться к железнодорожной станции. Козлов довернул свой истребитель и зашёл в атаку со стороны солнца. Настигнув врага, он нанёс по нему удар своим самолётом. Приземлился на парашюте.
Командир эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка (102-я истребительная авиационная дивизия, Сталинградский корпусной район ПВО) капитан Козлов Н.А. 24 мая 1942 года вылетел на самолёте Як-1Б на перехват вражеского воздушного разведчика. В районе станицы Морозовской (ныне Волгоградская область) на высоте 9500 м он обнаружил Ju-88, направлявшийся в сторону Сталинграда. Догнав противника, он вступил с ним в бой. Отстреливаясь, фашист перешёл в крутое пикирование. Козлов последовал за ним. Догнав противника, он зашёл ему в хвост и нажал на гашетку, но очереди не последовало (от перегрузки перекосило ленту). Тогда он решил пойти на таран. В это время "юнкерс" попытался уйти в облака. Козлов догнал его у кромки облаков и винтом отрубил хвостовое оперение, после чего тот вражеский самолёт рухнул на землю. От удара истребитель сначала подбросило вверх, потом он перевернулся и упал на поле возле станицы Морозовской. Подоспевшие колхозники помогли лётчику выбраться из кабины.
К середине сентября 1942 года произвёл 495 боевых вылетов, в 101 воздушном бою лично сбил 12 и в группе 5 самолётов противника. Был дважды ранен. 14 февраля 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
С осени 1942 года воевал в составе 910-го истребительного авиационного полка. В сентябре 1943 года назначен командиром 907-го истребительного авиационного полка (9-й истребительный авиационный корпус, Курский корпусной район ПВО). Войну закончил в Берлине. Всего произвёл 620 боевых вылетов. В 127 воздушных боях сбил 23 самолёта противника (из них 20 — бомбардировщики).
После войны продолжал службу в Войсках ПВО. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. С мая 1976 года генерал-майор авиации Козлов — в запасе. Живёт в Москве. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.