Таран совершил 6 (21?) июля 1939 года на Халхин-Голе. Присвоено
звание Героя Советского Союза.
|
Родился 25 июня 1910 года в Москве в семье рабочего-текстильщика. Русский. Член КПСС с ноября 1930 года. В 1918 году с семьёй переехал в деревню Каляево Калужской области. Окончил начальную школу. В 1925 году вернулся в Москву и поступил учеником на ткацкую фабрику "Красный текстильщик". По окончании школы ФЗО стал поиощником мастера. Без отрыва от производства окончил вечерний текстильный техникум.
В РККА с 1931 года. По партийному набору направлен в 14-ю Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1933 году. Служил лётчиком в 92-м разведывательном авиаотряде Забайкальского военного округа. В 1936 году назначен командиром звена в 21-ю истребительную эскадрилью. Освоил истребители И-15 и И-16. В 1937 году стал командиром отряда. В 1938 году переведён в 22-й истребительный авиационный полк на должность заместителя командира эскадрильи. В 1939 году стал командиром эскадрильи.
Участник боёв на реке Халхин-Гол с 27 мая 1939 года. Командир эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка (23-я истребительная авиационная бригада, 1-я армейская группа) старший лейтенант Скобарихин В.Ф. 6 июля 1939 года вылетел во главе эскадрильи И-16 на прикрытие наземных войск. В районе между озером Буйнур и излучиной реки Халхин-Гол на высоте 3500 м появилась группа японских истребителей и сразу же пошла на сближение. Покачиванием с крыла на крыло, Скобарихин подал команду: "Подтянуться! Приготовиться к бою." Один из его ведомых - молодой лётчик Вусс - отстал и был атакован парой истребителей Ki-27. Увидев это, Скобарихин развернул свой самолёт навстречу японцам. Один из них уже заходил в атаку. Чтобы отпугнуть атакующего, Скобарихин открыл огонь с большой дистанции, но японец не обратил на это внимание. Тогда Скобарихин решил пойти на таран. Разгадав в последний момент намерения нашего лётчика, японец попытался свернуть, но было уже поздно. От удара снизу винтом и крылом японский самолёт развалился в воздухе. Удар оказался такой силы, что у Скобарихина порвались привязные ремни. Он ударился головой о доску приборов и потерял сознание. Прийдя в себя на высоте 1500 м, он обнаружил, что его самолёт падает вниз по спирали. Ему удалось выровнять его и посадил в степи рядом с аэродромом. На земле в крыле И-16 техники обнаружили колесо японского истребителя.
Всего на Халхин-Голе совершил 169 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил 5 японских самолётов лично и 6 в группе. 29 августа 1939 года старшему лейтенанту Скобарихину было присвоено звание Героя Советского Союза.
После Халхин-Гола служил на Дальнем Востоке. Был инспектором по технике пилотирования ВВС Сибирского и Забайкальского округов. Затем командовал 64-м штурмовым авиационным полком.
Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Был помощником командира 201-й истребительной авиационной дивизии по воздушно-стрелковой службе (1-я воздушная армия, Западный фронт). В августе 1942 года майор Скобарихин был назначен командиром 89-й штурмовой авиационной дивизии (Забайкальский военный округ). В январе 1944 года стал заместителем командира 10-й гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизии. Войну закончил в Чехословакии под Остравой.
После войны служил в Закарпатье. С 1948 года работал в Центральном аппарате ДОСААФ СССР. С 1954 года полковник Скобарихин - в отставке по состоянию здоровья. Жил в Москве. Работал в ЦК ДОСААФ, в московских городской и областной организациях ДОСААФ. С 1962 года был научным сотрудником панорамы "Бородинская битва". Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, 16 медалями, 3 монгольскими орденами и "Боевым крестом" Чехословакии. Умер в 25 августа 1989 года. Похоронен на Хованском кладбище.