Разработка многоцелевого самолёта Br.XIX в КБ фирмы "Сосьете аноним дез ателье д'авиасьён Луи Бреге" началась в 1920 году под руководством М.Вюллерме. Самолёт предназначался для замены Br.XIV. При проектировании большое внимание уделялось технологичности конструкции с расчётом на массовое производство. Впервые для его производства было разработано большое количество специального инструмента и технологической оснастки. Также большое внимание уделялось проблеме быстрой замены различного бортового оборудования. В качестве силовой установки первоналально рассматривались два двигателя, работающие на один винт. Прототип с двумя 8-цилиндровыми двигателями "Бугатти" в ноябре 1921 года экспонировался на VII Салоне аэронавтики. Но из-за проблем с вибрацией от идеи спаренных двигателей отказались и установли 12-цилиндровый V-образный двигатель Рено 12Kb. В марте 1922 года лётчик-испытатель Р.Тьери впервые поднял прототип в небо. По результатам первых полётов (ещё до окончания лётных испытаний) было принято решение о подготовке серийного производства. С самого начала предполагалось строить самолёт в двух вариантах, разведчика и бомбардировщика, с широким выбором типа двигателя.
Лётные испытания продолжались до августа 1922 года. После чего последовал заказ от ВВС на 112 самолётов. В тоже время самолётом заинтересовалась Югославия, для ознакомления которой был передан первый предсерийный Br.XIXB2. В феврале 1923 года первый прототип принял участие в конкурсе военных самолётов в Мадриде. После победы в конкурсе последовал контракт на поставку самолёта в эту страну и продажа лицензии на производство. Серийное производство на заводе в Велизи-Виллакублэ началось осенью 1924 года. Принят на вооружение ВВС Франции в декабре того же года.
Бреге-19 представлял собой цельнометаллический полутораплан. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого двигателя. Тип двигателя зависел от модификации и страны-заказчика: для Франции - Рено 12Kd, Лорен-Дитрих LD12Db, LD12Eb, Фарман 12W; для Бразилии - Рено 12Kb; для Греции - Испано-Сюиза HS12Hb; для Бельгии - HS12Ha; для Польши и Турции - LD12Eb; для Югославии - LD12Db, LD12Eb, GR9Ab. Оборонительное вооружение состояло из 3-4 пулемётов калибра 7,62 или 7,69 мм фирм "Виккерс", "Гочкис", "Льюис", "Мадсен". На варианте A2 устанавливались бомбодержатели для вертикальной подвески в фюзеляже 10 бомб по 10 кг. На B2 дополнительно устанавливались держатели для 8 50-кг бомб (или 32 10-кг бомб) в фюзеляже и крыльевые для 4 бомб по 100 кг (или 2 по 200 кг). Оба варианта несли фотокамеру Гомон F-120 (F-26, F-50) и радиостанцию с двойным управлением.
Существовали следующие модификации:
Br.19 выпускался на заводах "Бреге" в Велизи-Виллакублэ, SABCA в Харене (Бельгия), CASA в Мадриде (Испания), "Икарус" в Земуне, "Державна фабрика авиона" в Кральево (Югославия). Производство во Франции продолжалось до 1932 года, в Бельгии - до 1930 года, в Испании - до октября 1935 года, в Югославии - до ноября 1937 года. Лицензию приобрела также японская фирма "Накадзима", но изготовла всего 4 самолёта. Всего изготовлено около 2000 самолётов. На вооружение ВВС Испании и Югославии принят в 1925 году, Бельгии - в 1927 году. Поставлялся в Аргентину (25 самолётов), Бельгию (6), Боливию (15), Бразилию (5), Великобританию (1), Венесуэлу (12), Грецию (30), Испанию (19 + 26 комплектов деталей), Италию (2), Китай (74), Персию (2), Польшу (250), Румынию (120), Турцию (20), Югославию (100). В 1936 году Польша перепродала 20 самолётам франкистам.
Во Франции в конце 20-х годов Бреге-19 был основным типом разведчика и лёгкого бомбардировщика. С ноября 1931 года состоял на вооружении эскадрилий ночных истребителей. Вскоре начал выводиться во "вторую линию" и к 1936 году полностью исчез. В Бельгии снят с вооружения в 1935 году. В Польше Br.19 в 1936 году начали выводить из строевых частей и к началу 1939 года все списали. В 30-х годах на Бреге-19 лётчиками разных стран был совершён ряд дальних перелётов.
В боевых условиях впервые применён в июле 1925 года во время колонияльной войны в Марокко. В 1926-1929 и 1932 годах применялся в боевых действиях между Боливией и Парагваем. В 1930 году аргентинские Br.19 приняли участие в государственном перевороте. Китайские Br.19 воевали против японцев в Манчжурии в 1931-1932 годах. Во время гражданской войны в Испании применялся обоими сторонами.
К началу Второй мировой войны Бреге-19 остались только в Греции и Югославии. Греческие Br.19 в октябре 1940 года бомбили итальянские колонны на албанской границе. В апреле 1941 года югославские самолёты приняли участие в боях против немцев. Около 40 трофейных самолётов немцы и итальянцы передали хорватам, которые до апреля 1934 года использовали их против партизан. Захваченные бойцами НОАЮ в мае 1942 года Br.19 стали первыми самолётами новых ВВС Югославии. Они эксплуатировались до 1946 года.
Модификация | Br.19B2 |
---|---|
Двигатель | LD12Eb |
Мощность, л.с. | 450 |
Габариты, м:
размах верхнего крыла
|
14,96
9,45 3,39 |
Площадь крыльев, м2:
верхнего
|
34,7
15,3 |
Масса, кг:
пустого
|
1377
1997 |
Скорость максимальная, км/ч | 235 |
Время подъёма на высоту 2000 м, мин. | 6,12 |
Дальность полёта максимальная, км | 650 |
Практический потолок, м | 6240 |
Максимальная бомбовая нагрузка, кг | 500 |
Экипаж, чел. | 2 |
Оборонительное вооружение: | 4x7,69 |