Канадэр CL-44 "Юкон"
CL-44D4-1
В марте 1954 года фирма Канадэр (Канада) приобрела лицензию
на производство самолёта Бристоль-175 "Британия". Первый полёт прототипа
состоялся 28 марта 1957 года. Осенью того же года началось серийное производство
в варианте морского разведчика CL-28 для канадских ВВС. Одновременно на его
базе началась разработка транспортного самолёта CL-44. В 1961 году он принят
на вооружение ВВС Канады под обозначением СС-106 "Юкон".
CL-44 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
От "Британии" отличался большей массой, из-за чего конструкцию пришлось усиливать.
Крыло прямое, трапеевидное в плане. Механизация крыла состояла из двухщелевых
элеронов, статически и динамически сбалансированных элеронов, интерцепторов
на верхней поверхности крыла. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая
установка состояла из 4 турбовинтовых двигателей Бристоль "Орион", Прэтт-Уитни
T34 или Роллс-Ройс "Тайн" с четырёхлопастными реверсивными воздушными винтами.
Для погрузки/вызгрузки грузов CC-106 имел две сдвижные двери в левом борту:
перед и за крылом. Позже стала применяться поворотная хвостовая часть фюзеляжа
(откидывалась вправо) с гидроприводом. Пульт управления откидывающейся частью
находился снаружи возле разъёма. Время открытия - 90 с. В закрытом положении
хвостовая часть фиксировалась 8 замками.
Существовали следующие модификации:
-
CL-28 (CP-107 "Аргус") - морской разведчик. Отличался поршневыми двигателями
с турбонаддувом Райт R-3350-TC98T-EA1, негерметичным фюзеляжем, наличием
разведывательного оборудования и противолодочного вооружения. Экипаж 15 человек.
Выпускался в 1957-1960 годах.
-
"Аргус" Mk.1 - с американской РЛС APS-20. Изготовлен прототип и 12 серийных
самолётов. Первый полёт 28 марта 1957 года.
-
"Аргус" Mk.2 - с английской РЛС ASW.Mk.11. Изготовлено 20 самолётов.
-
CL-44-6 (СС-106 "Юкон") - военно-транспортный. Отличался двигателями Роллс-Ройс
"Тайн II", удлинённым фюзеляжем, увеличенным размахом крыла, наличием двух
сдвижных грузовых дверей в левом борту. Мог брать на борт 134 солдата или
27434 кг груза. Первый полёт 15 ноября 1959 года. В 1959-1961 годах изготовлено
12 самолётов, из них 3 пассажирских.
-
CL-44D - военно-транспортный с откидывающейся задней частью фюзеляжа. Отличался
двигателями Роллс-Ройс R.Ty.12 "Тайн" 515/10. Изготовлено 23 самолёта.
-
CL-44D4 - гражданский конвертируемый с салоном на 178 пассажиров. Первый
полёт 16 ноября 1960 года. Изготовлено 27 самолётов.
-
CL-44D4-1 - вариант для авиакомпании "Сиборд Ворд Эйрлайнз".
-
CL-44D4-2 - грузовой для авиакомпании "Флаин Тайгер Лайн". Отличался откидывающимся
хвостом и отсутствием иллюминаторов. Изготовлено 12 самолётов.
-
CL-44D4-6 - вариант для авиакомпании "Слик Эйруэйз".
-
CL-44D4-8 - пассажирский с салоном на 160-178 мест. Отличался отсутсвием
гидравлического привода хвостовой части. Изготовлено 4 самолёта для исландской
авиакомпании "Лофтлейдир".
-
CL-44G - военно-транспортный с погрузкой через хвост (проект).
-
CL-44J - пассажирский на 214 мест. Отличался удлинённым на 4,62 м фюзеляжем.
Первый полёт 8 ноября 1965 года. Переоборудованы все CL-44D4-8. Планировалось
серийное производство под обоначением Канадэйр-400.
-
CL-44O "Гуппи" - транспортный с фюзеляжем увеличенного диаметра. Переоборудован
1 CL-44D4-2 для американской авиакомпании "Конрой Эйркрафт". Первый полёт
26 ноября 1969 года.
Всего изготовлено 28 самолётов CL-28 и 37 CL-44. В 1973 году канадские
ВВС списали все CL-28 и продали их в страны Латинской Америки. В 1998 году
в эксплуатации ещё находились 10 самолётов CL-44. До конца 2000-х годов
дожили только два.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
CL-44D |
Двигатели |
R.Ty.12 |
Взлётная мощность, л.с.: |
4х5500 |
Габариты, м:
длина
размах крыла
высота |
41,73
43,37
11,79 |
Площадь крыла, м3 |
192,77 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
40348
95254 |
Полезная нагрузка, кг |
28725 |
Запас топлива, кг |
36944 |
Крейсерская скорость, км/ч |
621 |
Дальность полёта, км:
практическая
перегоночная |
4627
7200 |
Потолок, м |
9145 |
Экипаж, чел |
4-5 |
Список использованных источников
- Canadair CL-44 // Мировая авиация. - Ф. 0698, 1009.