Разработка дальнего бомбардировщика началась в бригаде №3 ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина в начале 1933 года в инициативном порядке. Под влиянием Н.Н.Поликарпова основные аэродинамические параметры самолёты были выбраны близкими к характеристикам скоростных истребителей того времени. После рассмотрения нескольких вариантов компоновки была выбрана классическая схема свобононесущего низкоплана. Размеры самолёта определялись необходимым запасом топлива. В качестве силовой установки было решено использовать двигатели Гном-Рон 14 Kdrs, лицензионное производство которых было освоено на заводе №29 в Запорожье. Летом 1934 года на московском заводе №39 им. Менжинского началось изготовлени прототипа ЦКБ-26 смешанной конструкции. 29 декабря был утверждён его макет. 1 июня 1935 года лётчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял ЦКБ-26 в небо. В конце августа самолёт был продемонстрирован наркому обороны К.Е.Ворошилову и наркому тяжёлой промышленности Г.К.Орджоникидзе, которые предложили Ильюшины сделать самолёт цельнометаллическим. После этого все силы ЦКБ были брошены на проектирование цельнометаллического варианта, получившего обозначение ЦКБ-30.
В сентябре 1935 года бригада №3 выделилась в ОКБ завода №39, которое возглавил С.В.Ильюшин (при этом бригады №1 и №2 вернулись к своим проектам). 31 марта 1936 года В.К.Коккинаки совершил первый полёт на ЦКБ-30. Его испытания проходили параллельно с испытаниями ЦКБ-26. 1 мая ЦКБ-26 был впервые продемонстрирован публично во время воздушного парада над Красной площадью. Вечером того же дня на завод прибыл И.В.Сталин, которому В.К.Коккинаки продемонстрировал высший пилотаж на ЦКБ-26. К августу заводские и государственные испытания были завершены и началось серийное производство (под обозначением ДБ-3) на заводе №39. Вскоре к нему присоединились заводы №18 в Воронеже и №126 в Комсомольске-на-Амуре. В 1937 году первые самолты начали поступать на вооружение формирующихся полков ДБА. В 1939 году разработан модернизированный самолёт, получивший обозначение ДБ-3Ф (с марта 1942 года - Ил-4).
ДБ-3 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых 14-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлождения М-85 (позже М-86, М-87, М-87А) с трёхлопастными винтами фиксированного шага В-85 (на самолётов поздних серий заменены винтами изменяемого шага ВИШ-3). Топливо размещалось в 10 топливных баках. Сиденья лётчика и штурмана оснащались бронеспинками толщиной 9 мм. Оборонительное вооружение состояло из 3 7,62-мм пулемётов ШКАС. Иногда носовой пулемёт заменяли пушкой ШВАК.
ДБ-3Ф (Ил-4) имел сходные размеры и очертания, но конструкция планёра полностью переработана с учётом требований плазово-шаблонного метода производства. Во время войны из-за дефицитности дюралюминия обшивка частично выполнялась из фанеры. Кабина штурмана удлинена и получила большую площадь остекления. Масляно-пневматическая система уборки шасси заменена на пневматическую. Силовая установка состояла из 2 двигателей М-87Б (позже М-88, М-88Б) с винтами изменяемого шага ВИШ-23 (позже флюгерные ВИШ-61-ИФ или АВ-5Ф-158А). Топливо размещалось в 6 топливных баках. В состав оборудования вошёл автопилот АВП-12, обеспечивавший стабилизацию курса, крена и тангажа самолёта. Бронеспинкой оснащено и сиденье стрелка. Бомбовая нагрузка размещалась во внутренних отсеках (до 1000 кг) и на внешней подвеске. В варианте торпедоносца вместа бомб подвешивалась торпеда 45-36-АН (45-36-АВ). Оборонительное вооружение первоначально состояло из 3 пулемётов ШКАС. Позже один ШКАС заменили крупнокалиберным БС или УБТ. На некоторых самолётах устанавливались 2 пушки ШВАК.
Существовали следующие модификации:
Самолёты семейства ДБ-3 стали этапными в развитии советских ВВС. На их технической основе в СССР впервые была создана дальнебомбардировочная (в марте 1941 года они составляли 86% самолётного парка ДБА) и минно-торпедная авиация, вооружённая скоростными для своего времени самолётами средних высот, лётно-технические данные и обороудование которых позволяли выполнять дяльние боевые полёты над сушей и морем в сложных метеоусловиях днём и ночью. Широко использовались они и для испытательных полётов.
Самолёты ДБ-3 выпускались серийно на трёх заводах до 1946 года. Всего изготовлено 1528 ДБ-3 и 5256 ДБ-3Ф (Ил-4) различных модификаций. В процессе производства в конструкцию постоянно вносились изменения, добавления и улучшения. 24 самолёта ДБ-3 в 1939 году было поставлено в Китай.
В боевых условиях ДБ-3 впервые применён летом 1939 года в Китае. Во время советско-финляндской войны на ДБ-3 воевало несколько полков ДБА и 1 мтап ВВС БФ. С началом Великой Отечественной войны самолёты семейства ДБ-3 вступили в бой в первые часы. Уже 24 июня 1941 года они бомбили объекты Данцига и Кёнигсберга. С августа 1941 года они участвовали в налётах на Берлин. Затем широко применялись до конца войны в составе морской и дальнебомбардировочной авиации для бомбардировки, торпедирования, постановки минных заграждений, дальней разведки, перевозки грузов, буксировки планёров и выброски парашютистов. В августе 1945 года самолёты Ил-4 принимали участие в войне против Японии. Несколько трофейных ДБ-3 использовалось в ВВС Финляндии до октября 1945 года. В 1946 году выпущено несколько гражданских Ил-4 для Министерства геологии, которые применялись для аэрофотосъёмки.
На ДБ-3 совешил таран Гетман Н.Ф.
На ДБ-3Ф (ДБ-3Т ?) совешил таран экипаж: Игашов П.В., Парфёнов Д.Г., Хохлачёв А.М., Новиков В.Л.
Модификация | ||
---|---|---|
Двигатели | ||
Мощность, л.с.: | 2х760 | 2х1100 |
Габариты, м:
длина
|
14,223
21,44 4,14 |
14,76
21,44 4,14 |
Площадь крыла, м3 | 65,6 | 66,7 |
Масса, кг:
пустого
|
4778
6993 9000 |
5641
8033 10153 |
Запас топлива, л | 2860 | 3855 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
|
327
400 120 |
350
435 120 |
Дальность полёта, км | 4000 | 3500 |
Потолок, м | 8400 | 10000 |
Время набора высоты 5000 м, мин. | 15,1 | 10,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
200
300 |
400
500 |
Экипаж, чел | 3 | 3 |
Бомбовая нагрузка, кг:
нормальная
|
1000
2150 |
1000
2700 |
Пулемётное вооружение |