Истребитель "Фьюри" разработан фирмой "Хаукер Эйркрафт" (Великобритания) под руководством С.Кэмма в соответствии с требованиями спецификации F.13/30. За основу конструкции был взят истребитель "Хорнет", построенный в 1929 году. На самолёте было решено применить новый рядный двигатель Роллс-Ройс F.XI (в серии "Кестрел"), на котором впервые в английском двигателестроении все цилиндры были выполнены в одном блоке. Применение рядного двигателя позволило создать самолёт с весьма чистыми аэродинамическими обводами. Прототип впервые поднялся в небо 25 марта 1931 года (лётчик-испытатель П.Сэйер). Серийоное производство началось в апреле 1931 года на заводах фирм "Хаукер" в Кингстоне и Бруклендсе, "Дженерал Эйркрафт" в Хенворсе. В мае 1931 года самолёт принят на вооружении королевских ВВС.
"Фьюри" представлял собой одностоечный биплан. Фюзеляж цельнометаллический ферменной конструкции. Крылья двухлонжеронные смешанной конструкции. Верхнее крыло оснащалось элеронами. Крылья соединялись между собой N-образными стойками и тросами-расчалками. Верхнее крыло имело значительный вынос вперёд по отношению к нижнему. Обшивка крыла и хвостовой части фюзеляжа полотняная. Стабилизатор двухлонжнронный с возможностью изменения угла установки. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Кестрел" (на экспортных устанавливались двигатели различных фирм) с деревянным двухлопастным воздушным винтом Ваттс B.274. Двигатель отделялся от фюзеляжа противопожарной перегородкой. Запас топлива размещался в 2 фюзеляжных топливных баках общей ёмкостью 227 л. Кабина пилота открытая. Часть самолётов оснащалась радиостанциями. Вооружение состояло из двух синхронных 7,69-мм пулемётов "Виккерс" Mk.II или Mk.IIID с боезапасом 600 патронов на ствол (на экспортных устанавливались пулемёты "Кольт", "Маузер" или "Шпандау"). На югославских самолётах под крылом устанавливались 2 дополнительных пулемёта, стрелявших вне диска винта. Под нижним крылом могли устанавливаться бомбодержатели для мелких бомб.
Существовали следующие модификации:
Кроме Великобритании "Фьюри" выпускался по лицензии в Югославии на заводах "Икарус" в Белграде и "Змай" в Земуне. Всего было изготовлено 305 самолётов различных модификаций. Поставлялся в Иран (24 самолёта), Испанию (3), Норвегию (1), Португалию (3), ЮАС (24).
"Фьюри" стал первым английским самолётом, превысившим скорость 200 миль в час. В течение многих лет он использовался в различных пилотажных и акробатических группах, принимал участие в различных авиационных салонах и шоу.
В боевых условиях впервые применён в августе 1936 года в Испании. На вооружении Великобритании самолёт находился до 1939 года. Южноафриканские "Фьюри" воевали против итальянцев в Восточной Африке в 1940-1941 годах. Югославские самолёты в апреле 1941 года применялись в боях с немцами и практически все были потеряны в боях. Единственный уцелевший "Фьюри" был передан Хорватии, где прослужил до 1943 года. Иранские самолёты стояли на вооружении до конца 1942 года. Последний испанский "Фьюри" эксплуатировался в качестве учебного до 1948 года.
На "Фьюри" совершил таран Ермаков К.А.
Модификация | "Югославиен Фьюри" Mk.II |
---|---|
Двигатель | |
Мощность, л.с.: | 745 |
Габариты, м:
размах верхнего крыла
|
9,45
8,09 3,1 |
Площадь крыльев, м2 | 23,41 |
Масса, кг:
пустого
|
1260
1762 |
Скорость максимальная, км/ч | 392 |
Дальность полёта максимальная, км | 640 |
Практический потолок, м | 9053 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение: | 4x7,69 |