Хейнкель He.111


He.111H-6
He.111H-6 из I/KG55

Разработка He.111 по заданию Технического департамента министерства авиации началась на фирме "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке" в начале 1934 года под руководством З. и В.Гюнтеров. Самолёт разрабатывался сразу в двух вариантах: коммерческий (гражданский) и бомбардировщик. При проектировании широко использовались конструктивные решения самолёта He.70. Прототип He.111a впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома в Мариэне 24 февраля 1935 года (лётчик-испытатель Г.Ничке). 10 янвая 1936 года прототип He.111V4 был продемонстрирован иностранным корреспондентам. Испытания в Рехлине и Штаакене прошли успешно и весной 1936 года началось серийное производство. Принят на вооружение люфтваффе в январе 1937 года. Первые серийные бомбардировщики получила 154 эскадра "Бельке" (позже KG.27).

He.111 предствалял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Крыло двухлонжеронное с работающей обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образных двигателей жидкостного охлаждения. Тип двигателей менялся в зависимости от модификации. Пилот и штурман располагались в передней кабине, стрелки - в кабине за бомбоотсеками. Начиная с модификации He.111P устанавливалась полностью застеклённая кабина пилота. Бомбы подвешивались вертикально в 2 бомбоотсеках, которые размещались в центральной части фюзеляжа. Оборонительное вооружение состояло из 3-6 (в зависимости от модификации) 7,92-мм пулемётов MG-15, MG-17 или MG-81. На некоторые самолёты устанавливались 13-мм пулемёт MG-131 или 20-мм пушка MG-FF.

Существовали следующие модификации:

He.111 выпускался до сентября 1944 года на заводах "Хейнкель" в Мариэне, Берлине, Ораниенбурге и Ростоке, "Норддойче Дорньеверке" в Висмаре, ATG в Лейпциге, "Арадо флюшцойгверке" в Бабельсберге, Бранденбург-Хавеле и Варнемюнде, "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" в Дессау. Всего изготовлено около 7500 самолётов всех модификаций. С сентября 1938 года он стал самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. По лицензии выпускался в Румынии (30 самолётов) и Испании (200). Поставлялся на экспорт в Болгарию (2 самолёта), Венгрию (16), Испанию (130), Китай (6), Румынию (32), Словакию (2) и Турцию (28). К началу Второй мировой войны He.111 считался уже устаревшим, но замены ему не было. И хотя самолёт постоянно модернизировался, он не поспевал за меняющимися требованиями воздушной войны.

В боевых условиях впервые применён в 1937 году в Китае в боях под Шанхаем. С февраля 1937 года в составе легиона "Кондор" участвовал в гражданской войне в Испании (впервые применён 9 марта во время налёта на аэродромы Алькала и Барайас). Вместе с бомбардировщиками других типов He.111B-2 участвовали в бомбардировке Герники 26 апреля 1937 года. Всего в Испанию послано 95 самолётов. Один трофейный He.111B-1 в 1938 году был переправлен в СССР для испытаний в НИИ ВВС. После окончания войны уцелевшие He.111 немцы передали франкистам.

He.111 использовался во Второй мировой войне с первых дней (с нападения на Польшу) и до самого конца на всех фронтах. В мае 1941 года самолёты He.111 поддерживали мятеж Рашида-Али в Ираке. На советско-германском фронте начиная с осени 1941 года начал постепенно вытесняться самолётами Ju.88. Румынские He.111 до 1944 года воевали против СССР, а затем - против немцев. Турецкие He.111 эксплуатировались до 1946 года. В ВВС Испании He.111 оставались на вооружении до конца 50-х годов.

Во время войны части Красной Армии захватили несколько десятков исправных He.111 различных модификаций. После испытаний они использовались в качестве транспортных и для буксировки планёров. Часть из них использовалась для выброски парашютистов в немецком тылу. После войны несколько трофейных He.111H эксплуатировались в ВВС Чехословакии (под обозначением LB-77) и Франции.

Пассажирские He.111C и He.111G применялись авикомпанией "Люфтганза" на дюжене авиалиний, в том числе на отрезке Берлин-Данциг-Кёнигсберг маршрута "Дерулюфта" Берлин-Москва. 1 сентября 1939 года большинство их было реквизировано "Люфтваффе" и применялось в качестве транспортных.



Лётно-технические характеристики

Модификация He.111B-2 He.111H-16
Двигатели DB.600CG Jumo.211F-2
Взлётная мощность, л.с. 2x950 2х1350
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

22,61
17,51
4,2
22,5
16,4
4,0
Площадь крыла, м2 86,5 87,7
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

5845
8600
10000
6900
8690
14000
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте 4000 м
на высоте 6000 м
посадочная

300
369
350
115
363
410
430
135
Время подъёма на высоту, мин.:

2000 м
4000 м
6000 м

- 8,5
23,5
42
Дальность полёта максимальная, км 1500 2050
Практический потолок, м 7000 8500
Экипаж, чел. 4 5
Максимальная бомбовая нагрузка, кг 1500 2000
Оборонительное вооружение: 3x7,92 1x20
4(6)x7,92

Список использованных источников

  1. Васильев Н. Испанский подарок // Крылья Родины. - 2000. - №3. - С. 27.
  2. Вехов С. "Хейнкель-111" // Крылья Родины. - 1991. - №4. - С. 32-35.
  3. Колов С. Классический "Хейнкель": О семействе самолётов He.111. // Крылья Родины. - 2000. - №3. - С. 20-27.
  4. Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 3. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 22-35.
  5. Маслов М. Heinkel He-111B-2 // М-Хобби. - 1997. - №8. - С. 11-15.
  6. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 172-173.
  7. He-111. - М.: "Восточный фронт", 1996.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz