Хейнкель He.111
He.111H-6 из I/KG55
Разработка He.111 по заданию Технического департамента
министерства авиации началась на фирме "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке" в
начале 1934 года под руководством З. и В.Гюнтеров. Самолёт разрабатывался
сразу в двух вариантах: коммерческий (гражданский) и бомбардировщик. При
проектировании широко использовались конструктивные решения самолёта He.70.
Прототип He.111a впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома в Мариэне
24 февраля 1935 года (лётчик-испытатель Г.Ничке). 10 янвая 1936 года прототип
He.111V4 был продемонстрирован иностранным корреспондентам. Испытания в
Рехлине и Штаакене прошли успешно и весной 1936 года началось серийное
производство. Принят на вооружение люфтваффе в январе 1937 года. Первые
серийные бомбардировщики получила 154 эскадра "Бельке" (позже KG.27).
He.111 предствалял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан.
Крыло двухлонжеронное с работающей обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное,
с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образных
двигателей жидкостного охлаждения. Тип двигателей менялся в зависимости
от модификации. Пилот и штурман располагались в передней кабине, стрелки
- в кабине за бомбоотсеками. Начиная с модификации He.111P устанавливалась
полностью застеклённая кабина пилота. Бомбы подвешивались вертикально в
2 бомбоотсеках, которые размещались в центральной части фюзеляжа. Оборонительное
вооружение состояло из 3-6 (в зависимости от модификации) 7,92-мм пулемётов
MG-15, MG-17 или MG-81. На некоторые самолёты устанавливались 13-мм пулемёт
MG-131 или 20-мм пушка MG-FF.
Существовали следующие модификации:
-
He.111a (He.111V1) - первый прототип в варианте бомбардировщика. Отличался
двигателями BMW VI 6,0Z мощностью 660 л.с. с двухлопастным воздушным винтом
изменяемого шага VDM. Первый полёт 24 февраля 1935 года.
-
He.111b (He.111V3) - второй прототип бомбардировщика, эталон для серии.
Отличался крылом с "подрезанной" задней кромкой. Первый полёт 9 апреля
1935 года.
-
He.111c (He.111V2) - первый прототип пассажирского самолёта. Отличался
двухлопастными воздушными винтами. Первый полёт 12 марта 1935 года. Эксплуатировался
под именем "Росток" авиакомпанией "Люфтганза" в качестве почтового.
-
He.111d (He.111V4) - прототип пассажирского самолёта. Отличался развитым
зализом за крылом. Первый полёт в декабре 1935 года. Передан "Люфтганзе",
где эксплуатировался под именем "Дрезден".
-
He.111e (He.111V5) - прототип He.111B. Отличался двигателями DB.600A-0
мощносьтю 800 л.с.
-
He.111V6 - прототип He.111E. Отличался двигателями Jumo.210Ga мощностью
700 л.с. Переобрудован из He.111B-0.
-
He.111V7 - прототип пассажирского He.111G. Отличался крылом с прямыми кромками.
Переобрудован из He.111B-0.
-
He.111V8 - прототип He.111P. Отличался новой кабиной экипажа. Переоборудован
в конце 1937 года из He.111B-0. Первый полёт в январе 1938 года.
-
He.111V9 - прототип He.111D. Отличался двигателями DB.600Ga мощностью 1050
л.с. и системой охлаждения с дополнительными радиаторами. Первый полёт
летом 1937 года.
-
He.111V10 - прототип He.111E. Отличался двигателями Jumo.211A-1. Переобрудован
из He.111D-0.
-
He.111V11 - прототип He.111F. Отличался крылом с прямыми кромками и двигателем
Jumo.211A-3 мощностью 1100 л.с. Переоборудован из He.111B-1. Первый полёт
в июле 1937 года.
-
He.111V12 (He.111G-01), He.111V13 (He.111G-02) - пассажирские с двигателями
BMW VI 6,0ZU.
-
He.111V14 (He.111G-3, He.111L) - пассажирский с двигателями BMW.123Dc мощностью
880 л.с. Эксплуатировался в "Люфтганзе" под именем "Аугсбург".
-
He.111V15 (He.111G-3, He.111L) - пассажирский с двигателями BMW.123H-1
мощностью 870 л.с. Эксплуатировался в "Люфтганзе" под именем "Дрезден".
-
He.111V16 (He.111G-4) - пассажирский с двигателями DB.600G мощностью 900
л.с. Персональный самолёт генерал-фельдмаршала Э.Мильха.
-
He.111V17, He.111V18 - прототипы торпедоносца He.111J.
-
He.111V19 - прототип He.111H. Отличался ассиметричной носовой частью фюзеляжа,
двигателями Jumo.211A-1 мощностью 1050 л.с. и радиостанцией FuG-X. Переоборудован
в начале 1939 года из He.111P-0.
-
He.111V32 - прототип He.111R. Отличался двигателями DB.603U с турбокомпрессорами
TK-9AC и лобовыми радиаторами. Изготовлен в начале 1944 года.
-
He.111V46, He.111V47, He.111V48 - прототипы He.111H-20. Изготовлены в конце
1943 года.
-
He.111A-0 - предсерийный. Отличался удлинённым фюзеляжем, большей площадью
остекления кабины и трёхлопастными винтами. Оборонительное вооружение состояло
из 3 пулемётов MG-15. Бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Экипаж состоял
из 4 человек. Весной 1936 года на заводе в Мариэне изготовлено 6 самолётов.
После испытаний в Рехлине все проданы в Китай.
-
He.111B - серийный бомбардировщик. Отличался двигателями DB.600A мощносью
1000 л.с. Бомбовая нагрузка увеличена до 1500 кг. Изготовлено около 400
самолётов.
-
He.111B-0 - предсерийный. 10 самолётов изготовлено осенью 1936 года.
-
He.111B-1 - серийный. Отличался компоновкой оборудования. Самолёты поздних
выпусков оснащались двигателями DB.600C мощносьтю 880 л.с. Выпускался с
декабря 1936 по май 1937 года.
-
He.111B-2 - с двигателями DB.600CG мощностью 950 л.с. Отличался дополнительными
радиаторами. Выпускался с мая по ноябрь 1937 года.
-
He.111C-0 - предсерийный пассажирский. Отличался двумя салонами на 4 и
6 пассажиров. Летом 1936 года изготовлено 6 самолётов.
-
He.111D-0 - предсерийный бомбардировщик с двигателями DB.600Ga. Отличался
тсутствием крыльевых радиаторов и наличием выхлопных коллекторов. Летом
1937 года изготовлено 10 самолётов.
-
He.111E - бомбардировщик с двигателями Jumo.211A-1. Изготовлено 220 самолётов.
-
He.111E-0 - предсерийный. Бомбовая нагрузка увеличена до 1700 кг.
-
He.111E-1 - серийный. Выпускался с февраля 1938 года. Бомбовая нагрузка
увеличена до 2000 кг. Изготовлено 45 самолётов.
-
He.111E-2 - доработанный.
-
He.111E-3 - самая массовая модификация в серии E. Отличался составом оборудования.
-
He.111E-4 - с подфюзеляжным бомбодержателем с электросбросом.
-
He.111E-5 - с дополнительными топливными баками на 850 л.
-
He.111F - бомбардировщик с двигателями Jumo.211A-3. Отличался новым крылом.
-
He.111F-0 - предсерийный. Отличался дополнительными топливными баками в
бомбоотсеке.
-
He.111F-1 - серийный. Отличался двигателями DB.600 и дополнительным топливным
баком в бомбоотсеке. Бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Осенью 1937
года изготовлено 24 самолёта для Турции.
-
He.111F-4 - с подфюзеляжными бомбодержателями. В начале 1938 года изготовлено
40 самолётов.
-
He.111G - серийный пассажирский. Отличался формой крыла.
-
He.111G-0 - см. He.111V12, He.111V13.
-
He.111G-3 (He.111L) - см. He.111V14, He.111V15.
-
He.111G-4 - см. He.111V16.
-
He.111G-5 - пассажирский с двигателями DB.600Ga. Изготовлено 4 самолёта
для Турции.
-
He.111H - вариант He.111P с двигателями Jumo.211A.
-
He.111H-0 - предсерийный.
-
He.111H-1 - первый серийный вариант. Выпускался с мая 1939 года в Ораниенбурге,
Дессау ("Юнкерс") и Лейпциге (ATG).
-
He.111H-2 - с двигателями Jumo.211A-3 мощностью 1100 л.с. Выпускался с
конца августа 1939 года. С октября количество пулемётов увеличено до 6.
-
He.111H-3 - морской бомбардировщик. Отличался установкой в нижней гондоле
пушки MG-FF и двигателями Jumo.211D-1 мощностью 1200 л.с. Экипаж увеличен
до 6 человек. Бомбовая нагрузка составляла 2000 кг. Выпускался с ноября
1939 до конца 1940 года.
-
He.111H-3x - с радиоприцелом X-Geraet.
-
He.111H-3y - с радиоприцелом Y-Geraet.
-
He.111H-4 - бомбардировщик с двигателями Jumo.211D-1. Отличался дополнительным
топливным баком на 835 л. Выпускался с начала 1940 года.
-
He.111H-5 - с двигателями Jumo.211F-1 мощностью 1300 л.с. (на самолётах
ранних выпусков Jumo.211D-1). Отличался 2 дополнительными топливными баками
по 835 л. в бомбоотсеке. Бомбовая нагрузка до 2500 кг размещалась на наружной
подвеске. Выпускался малой серией в 1940 году.
-
He.111H-6 - многоцелевой. Кроме бомб мог нести морские мины и торпеды.
Выпускался с конца 1941 года.
-
He.111H-7 - доработанный. Отличался составом оборудования. Изготовлен в
1941 году.
-
He.111H-8 - ночной бомбардировщик с параваном для "траления" тросов аэростатов
заграждения. В задней части фюзеляжа устанавливался противовес массой 250
кг. Бомбовая нагрузка уменьшена до 1000 кг. Оборонительное вооружение состояло
из 2 пулемётов. Экипаж - 4 человека. В 1941 году переоборудовано 30 ранее
выпущенных H-3 и H-5.
-
He.111H-8/R2 - буксировщик планёров. Отличался установкой в хвостовой части
фюзеляжа буксировочного гака. Параван демонтирован. Переоборудовано более
20 самолётов H-8.
-
He.111H-9 - доработанный. Отличался составом оборудования. Изготовлен в
1941 году.
-
He.111H-10 - ночной бомбардировщик. Отличался конструкцией крыла, двигателями
Jumo.211F-2, усиленным бронированием кабины экипажа и пушкой MG-FF, оснащённой
пламегасителем, в носовой части.
-
He.111H-11 - с усиленный бронированием и оборонительным вооружением. Отличался
двигателями Jumo.211F-2, новым бомбодержателем PVC, дополнительным топливным
баком в бомбоотсеке. Оборонительное вооружение состояло из 13-мм пулемёта
MG-13, спаренного пулемёта MG-81Z и 2 MG-81 (в боковых огневых точках).
-
He.111H-11/R1 - со спаренными боковыми пулемётами MG-81Z.
-
He.111H-11/R2 - буксировщик планёров.
-
He.111H-12 - носитель ракет Hs.293A. Отличался отсутствием нижней гондолы
и составом оборудования. Экипаж состоял из 4 человек. В 1941-1943 годах
изготовлено около 50 самолётов.
-
He.111H-14 - ночной охотник. Отличался наличием специального радиооборудования
с многочисленными антеннами в носовой части фюзеляжа. В 1944 году переоборудовано
100 самолётов H-10.
-
He.111H-14/R2 - буксировщик планёров. Спецоборудование демонтировано. Переобрудовано
20 самолётов.
-
He.111H-15 - носитель планирующих бомб BV.246. Отличался 3 наружными бомбдержателями
и составом оборудования. Изготовлено около 10 самолётов.
-
He.111H-16 - модернизированный. Отличался двигателями Jumo.211F-2. Оборонительное
вооружение и бронирование по типу H-11.
-
He.111H-16/R1 - с электрофицированной башней DL-131 с 13-мм пулемётом MG-131.
-
He.111H-16/R2 - буксировщик планёров.
-
He.111H-16/R3 - со специальным радиооборудованием. Отличался дополнительной
бронезащитой.
-
He.111H-18 - ночной бомбардировщик. Отличался наличием пламегасителей.
Радиооборудование аналогично H-14.
-
He.111H-18/R3 - с навигационным и бомбардировочным оборудованием для выполнения
заданий в условиях плохой видимости.
-
He.111H-20 - транспортный и буксировщик планёров.
-
He.111H-20/R1 - десантный. Отличался наличием люка в полу и держателями
для 2 800-кг контейнеров. Экипаж состоял из 3 человек. Мог брать на борт
16 десантников.
-
He.111H-20/R2 - транспортный. Отличался наличием электрофицированной башни
с пуоемётом MG-131. Экипаж увеличен до 5 человек.
-
He.111H-20/R3 - ночной бомбардировщик. Оборонительное вооружение состояло
из 3 пулемётов MG-131 и 2 спаренных MG-81. Бомбовая нагрузка составляла 2000 кг.
-
He.111H-20/R4 - ночной "беспокоющий" бомбардировщик. Отличался наличием
системы GM-1 для впрыска в цилиндры двигателей водно-метаноловой смеси.
На внешней подвеске нёс 20 50-кг бомб.
-
He.111H-21 - ночной бомбардировщик. Отличался двигателями Jumo.213E-1 мощностью
1750 л.с. (первые 22 самолёта выпущены с двигателями Jumo.211F-2). Бомбовая
нагрузка увеличена до 3000 кг. Выпускался с лета 1944 года. Изготовлено
более 200 самолётов.
-
He.111H-22 - носитель крылатых ракет V-1. Отличался
наличием специального держателя над крылом, радара "Лихтенштейн" и радиоальтиметра
FuG-101. В 1944 году переоборудовано несколько самолётов H-16, H-20 и H-21.
Именно на таком самолёте совершил свой побег из плена М.П.Девятаев.
-
He.111H-23 - самолёт для диверсионных операций. Отличался двигателями Jumo.213A-1
мощностью 1776 л.с. и люком по типу H-20/R1. Мог брать на борт 8 десантников.
Выпущен малой серией в 1944 году. В войсках самолёты переоборудовались
в бомбардировщики.
-
He.111J - торпедоносец на базе He.111F. Отличался двигателями DB.600CG
(по другим данным DB.600Ga). Летом 1938 года изготовлено 90 самолётов.
-
He.111J-0 - предсерийный. Отличался 2 подфюзеляжными держателями для торпед
и отсутствием внутрифюзеляжного бомбоотсека.
-
He.111J-1 - серийный. Отличался наличием бомбоотсека.
-
He.111P - бомбардировщик с асиметричной носовой частью фюзеляжа. Отличался
двигателями DB.601Aa мощностью 1150 л.с.
-
He.111P-0 - предсерийный. Осенью 1938 года на заводе в Мариэне изготовлено
10 самолётов.
-
He.111P-1 - серийнвый. Отличался горизонтальной подвеской бомб в бомбоотсеке.
Выпускался весной 1939 года в Мариэнэ, Висмаре ("Дорнье") и Варнемюнде ("Арадо").
-
He.111P-2 - с радиостанцией FuG-X. Выпускался с мая 1939 года.
-
He.111P-3 - учебный. Отличался наличием двойного управления. Переоборудовались
ренее выпущенные P-0 и P-1.
-
He.111P-4 - с усиленным оборонительным вооружением. Отличался наружными
бомбодержателями. Экипаж увеличен до 5 человек.
-
He.111P-6 - с двигателями DB.601N мощностью 1175 л.с. Выпускался в начале
1940 года. 10 самолётов в 1942 году передано Венгрии.
-
He.111P-6/R2 - буксировщик планёров.
-
He.111R - высотный бомбардировщик (проект). Разрабатывался в 1943-1944
годах.
-
He.111R-1 - с двигателями Jumo.211F.
-
He-111R-2 - с двигателями DB.603U.
-
He.111Z "Цвиллинг" - буксировщик тяжёлых планёров. Отличался двумя фюзеляжами.
Силовая установка состояла из 5 двигателей Jumo.211F-2. Экипаж состоял
из 7-9 человек.
-
He.111Z V1, V2 - прототипы. Первый полёт в ноябре 1941 года.
-
He.111Z-1 - серийный. Отличался стартовыми пороховыми ускорителями. Осенью
1941 - весной 1942 годов изготовлено 8 самолётов.
-
He.111Z-2 - бомбардировщик (проект).
-
He.111Z-3 - разведчик (проект).
-
CASA C.2111 - испанский вариант He.111H-16. На заводе CASA в Севилье изготовлено
130 самолётов.
-
C.2111A, A-1, A-3 (B-2H) - бомбардировщик.
-
C.2111B (B-21) - бомбардировщик с двигателями Роллс-Ройс 500-20 мощностью
1700 л.с.
-
C.2111C-1, C-2, C-3 (BR-2H) - разведчик.
-
C.2111D (BR-21) - разведчик с двигателями Роллс-Ройс 500-20.
-
C.2111F, F-1 (T-8) - транспортный.
-
C.2111E (T-8B) - транспортный с двигателями Роллс-Ройс 500-20.
He.111 выпускался до сентября 1944 года на заводах "Хейнкель" в Мариэне,
Берлине, Ораниенбурге и Ростоке, "Норддойче Дорньеверке" в Висмаре, ATG
в Лейпциге, "Арадо флюшцойгверке" в Бабельсберге, Бранденбург-Хавеле и
Варнемюнде, "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" в Дессау. Всего изготовлено
около 7500 самолётов всех модификаций. С сентября 1938 года он стал самым
массовым бомбардировщиком люфтваффе. По лицензии выпускался в Румынии (30
самолётов) и Испании (200). Поставлялся на экспорт в Болгарию (2 самолёта),
Венгрию (16), Испанию (130), Китай (6), Румынию (32), Словакию (2) и Турцию
(28). К началу Второй мировой войны He.111 считался уже устаревшим, но
замены ему не было. И хотя самолёт постоянно модернизировался, он не поспевал
за меняющимися требованиями воздушной войны.
В боевых условиях впервые применён в 1937 году в Китае
в боях под Шанхаем. С февраля 1937 года в составе легиона "Кондор" участвовал
в гражданской войне в Испании (впервые
применён 9 марта во время налёта на аэродромы Алькала и Барайас). Вместе
с бомбардировщиками других типов He.111B-2 участвовали в бомбардировке
Герники 26 апреля 1937 года. Всего в Испанию послано 95 самолётов. Один
трофейный He.111B-1 в 1938 году был переправлен в СССР для испытаний в
НИИ ВВС. После окончания войны уцелевшие He.111 немцы передали франкистам.
He.111 использовался во Второй мировой войне с первых дней (с нападения
на Польшу) и до самого конца на всех фронтах. В мае 1941 года самолёты
He.111 поддерживали мятеж Рашида-Али в Ираке. На советско-германском фронте
начиная с осени 1941 года начал постепенно вытесняться самолётами
Ju.88. Румынские He.111 до 1944 года воевали против
СССР, а затем - против немцев. Турецкие He.111 эксплуатировались до 1946 года.
В ВВС Испании He.111 оставались на вооружении до конца 50-х годов.
Во время войны части Красной Армии захватили несколько десятков исправных
He.111 различных модификаций. После испытаний они использовались в качестве
транспортных и для буксировки планёров. Часть из них использовалась для
выброски парашютистов в немецком тылу. После войны несколько трофейных He.111H
эксплуатировались в ВВС Чехословакии (под обозначением LB-77) и Франции.
Пассажирские He.111C и He.111G применялись авикомпанией "Люфтганза"
на дюжене авиалиний, в том числе на отрезке Берлин-Данциг-Кёнигсберг маршрута
"Дерулюфта" Берлин-Москва. 1 сентября 1939 года большинство их было реквизировано
"Люфтваффе" и применялось в качестве транспортных.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
He.111B-2 |
He.111H-16 |
Двигатели |
DB.600CG |
Jumo.211F-2 |
Взлётная мощность, л.с. |
2x950 |
2х1350 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
22,61
17,51
4,2 |
22,5
16,4
4,0 |
Площадь крыла, м2 |
86,5 |
87,7 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
5845
8600
10000 |
6900
8690
14000 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
на высоте 4000 м
на высоте 6000 м
посадочная |
300
369
350
115 |
363
410
430
135 |
Время подъёма на высоту, мин.:
2000 м
4000 м
6000 м |
- |
8,5
23,5
42 |
Дальность полёта максимальная, км |
1500 |
2050 |
Практический потолок, м |
7000 |
8500 |
Экипаж, чел. |
4 |
5 |
Максимальная бомбовая нагрузка, кг |
1500 |
2000 |
Оборонительное вооружение: |
3x7,92 |
1x20
4(6)x7,92 |
Список использованных источников
- Васильев Н. Испанский подарок // Крылья Родины. - 2000. - №3. - С. 27.
- Вехов С. "Хейнкель-111" // Крылья Родины. - 1991. - №4. - С. 32-35.
- Колов С. Классический "Хейнкель": О семействе самолётов He.111. // Крылья Родины. - 2000. - №3. - С. 20-27.
- Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 3. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 22-35.
- Маслов М. Heinkel He-111B-2 // М-Хобби. - 1997. - №8. - С. 11-15.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 172-173.
- He-111. - М.: "Восточный фронт", 1996.