Юнкерс Ju.188
Ju.188E-1
Средний бомбардировщик Ju.188 разработан в КБ фирмы "Юнкерс
флюгцойг унд моторенверке". Он являлся дальнейшим развитием Ju.88.
От предшественника его отличали новая каплевидная кабина, крыло увеличенного
размаха, приземистая башня EDL.131. Конструкция фюзеляжа осталась прежней.
Прототип Ju.88V27 впервые поднялся в небо в сентябре 1941 года. Серийное
производство началось на заводе в Бернбурге в феврале 1943 года. Принят
на вооружение люфтваффе в мае 1943 года.
Ju.188 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего цельнометаллического
низкоплана. Крыло двухлонжеронное с гладкой работающий обшивкой. Шасси
убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла
з двух поршневых V-образных 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения
Jumo.213 или звездообразных 14-цилиндровых воздушного охлаждения BMW.801.
Экипаж размещался в одной кабине, расположенной в носовой части фюзеляжа.
Бомбовая нагрузка размещалась в 2 бомботсеках и на внешней подвеске под
центропланом. Оборонительное вооружение состояло из 20-мм пушек, 13-мм
и 7,92-мм пулемётов. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации.
Существовали следующие модификации:
-
Ju.88V27 (Ju.88E-0) - первый прототип. Первый полёт в сентябре 1941 года.
-
Ju.188V1 (Ju.88V44) - второй прототип. Отличался увеличенным килём и стабилизатором
большего размаха. Первый полёт весной 1942 года.
-
Ju.188V2 - эталон для серии. Первый полёт в январе 1943 года.
-
Ju.188A - с двигателями Jumo.213A.
-
Ju.188A-0 - предсерийный. Отличался двигателями Jumo.213A-1. Выпущено несколько
самолётов весной 1943 года.
-
Ju.188A-1 - пикирующий бомбардировщик. Отличался тормозными решётками и
автоматом вывода из пикирования. Серийно не выпускался.
-
Ju.188A-2 - средний бомбардировщик. Отличался системой форсирования двигателей
MW-50. Оборонительное вооружение состояло из пушки MG-151/20, пулемёта
MG-131 и спаренного пулемёта MG-81Z. Выпускался в 1944 году.
-
Ju.188A-3 - торпедоносец. Отличался локатором FuG-200 "Хохентвиль", отсутствием
внешних центропланный бомбодержателей. Выпущен малой серией в 1944 году.
-
Ju.188C-0 - опытный с дистанционно управляемой установкой MG-131Z/FA-15
в звостовой части фюзеляжа.
-
Ju.188D - разведчик на базе Ju.188A. Отличался спецоборудованием и отсутствием
пушки в носовой части. Экипаж сокращён до 3 человек.
-
Ju.188D-1 - сухопутный разведчик.
-
Ju.188D-2 - морской разведчик. Отличался локатором FuG-200.
-
Ju.188E - Первый серийный вариант. Отличался двигателями BMW.801.
-
Ju.188E-0 - предсерийный. Отличался наличием воздушных тормозов и двигателями
BMW.801MA мощностью 1600 л.с. В феврале-марте 1943 года изготовлено 10
самолётов.
-
Ju.188E-1 - серийный бомбардировщик. Отличался двигателями BMW.801ML (позже
D-2 или G-2). Выпускался с весны 1943 года.
-
Ju.188E-2 - торпедоносец.
-
Ju.188F - разведчик на базе Ju.188E. Отличался двигателями BMW.801D-2 (G-2).
-
Ju.188F-1 - сухопутный.
-
Ju.188F-2 - морской. Отличался локатором FuG-200.
-
Ju.188G - с кормовой стрелковой установкой. Оснащался двигателями BMW.801.
-
Ju.188G-0 - предсерийный. Отличался кабиной стрелка в задней части фюзеляжа
с двумя пулемётами MG-131. Изготовлен в 1943 году.
-
Ju.188G-2 - с дистанционно управляемой кормовой установкой FA-15. Отличался
отсутствием внешних бомбодержателей. Бомбовая нагрузка составляла 3300
кг (располагалась в деревянном обтекателе под фюзеляжем). Серийно не выпускался.
-
Ju.188H-2 - разведчик на базе Ju.188G-2.
-
Ju.188J - высотный истребитель (проект). Отличался герметичной кабиной.
-
Ju.188K - высотный бомбардировщик (проект). Отличался герметичной кабиной.
-
Ju.188L - высотный разведчик (проект). Отличался герметичной кабиной.
-
Ju.188R-0 - ночной тяжёлый истребитель. Отличался двигателями BMW.801G-2,
локатором, вооружением из 4 20-мм пушек MG-151 или 2 30-мм MK-103, стрелявших
вперёд. Изготовлен летом 1944 года.
-
Ju.188S - высотный истребитель. Отличался герметичной кабиной по типу Ju.388K,
двигателями Jumo.213E-1 с системой форсирования GM-1.
-
Ju.188S-1 - серийный. Выпускался летом 1944 года фирмой ATG.
-
Ju.188S-1/U - штурмовик. Отличался дополнительным бронированием, 50-мм
пушкой BK-5 в обтекателе под фюзеляжем, отсутствием гермокабины. Переоборудовано
большинство Ju.188S-1.
-
Ju.188T - высотный разведчик на базе Ju.188S. Отличался отсутсвием вооружения.
Производство Ju.188 осуществлялось на заводах "Юнкерс" в Бернбурге, ATG
в Лейпциге, "Зибель" в Галле и продолжалось до августа 1944 года. Всего
изготовлено 1076 самолётов всех модификаций. Более половины из них (570)
были в варианте разведчика. После войны фирма SNCASE в Тулузе изготовила
из немецких деталей 12 самолётов Ju.188E для ВВС Франции.
Впервые применён августе 1943 года во время налётов на Англию. Массовое
применеие началось в октябре того же года. Воевал, в основном, на Западном
фронте до конца войны. Трофейные Ju.188E и F использовались после войны
французами для различных экспериментов.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
Ju.188A-2 |
Ju.188E-1 |
Двигатель |
Jumo.213A-1 |
BMW.801D-2 |
Взлётная мощность, л.с. |
2x1776 |
2x1700 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
22,00
14,96
4,45 |
22,00
14,96
4,45 |
Площадь крыла, м2 |
56 |
56 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
9900
14500 |
9870
14525 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
на высоте
крейсерская |
422
517
375 |
-
495
370 |
Время подъёма на высоту 6000 м, мин. |
17 |
17,6 |
Дальность полёта максимальная, км |
2385 |
1950 |
Практический потолок, м |
9500 |
9450 |
Максимальная бомбовая нагрузка, кг |
3000 |
3000 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
Оборонительное вооружение: |
2х20
1х13
2х7,69 |
1х20
2х13
2х7,69 |
Список использованных источников
- Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 3. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 20-21.
- Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 4. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 65-68.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 199.