Юнкерс Ju.87 "Штука"
Ju.87B-2 из 11.(St)/LG1
Ju.87D-1 из Stab I/StG2
В сентябре 1933 года министерство авиации объявило двуэтапный
конкурс на создание пикирующего бомбардировщика. На первом этапе по так
называемой "немедленной" программе был заказан биплан, от которого не требовалось
высоких показателей, но время разработки было ограничено. Этим занялись
фир "Физелер" и "Хеншель". Второй этап конкурса предусматривал создание
боевого самолёта с более высокими лётными данными, сравнимыми с существовавшими
в то время истребителелями. К разработке такого самолёта приступили четыре
фирмы: "Арадо", "Блом и Фосс", "Хейнкель" и "Юнкерс". На фирме "Юнкерс
флюгцойг унд моторенверке" работы по самолёту, получившему обозначение
Ju.87 "Штука" (штурцкампфлюгцойг - пикирующий боевой самолёт), возглавил
главный конструктор Г.Польман. Первый прототип Ju.87V1 был изготовлен в
1935 году. 19 сентября он впервые поднялся в небо. После проведения испытаний
Ar.81, Ha.137, He-118 и Ju.87 было принято решение о серийном производстве
последнего (большую роль в этом сыграли личные пристрастия начальника технического
управления Э.Удета). Серийное производство началось в январе 1937 года.
Весной этого же года принят на вооружение люфтваффе.
Ju.87 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан.
Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Шасси трёхопороное, неубирающееся,
с задней стойкой. Основные стойки шасси закрыты обтекателями. Крыло типа
"обратная чайка" трапецевидной в плане формы. Центроплан составлял одно
целое с фюзеляжем. Обшивка гладкая, работающая, выполнена из листового
дюраля. Для обеспечения безопасного выхода из пикирования самолёт оснащался
тормозными решётками под крылом и автоматом пикирования. Силовая установка
состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного перевёрнутого двигателя
жидкостного охлаждения Jumo-210 (позже Jumo-211) с трёхлопастным металлическим
винтом изменяемого шага VS-5 диаметром 3,4 м. Радиатор распологался в туннеле
под двигателем. Двухместная кабина экипажа закрыта общим фонарём. Вооружение
состояло из одной бомбы массой 500 или 250 кг, подвешенной под фюзеляжем
на трапеции, и 4 50-кг бомб под крылом. Пулемётное вооружение состояло
из 2 крыльевых 7,92-мм пулемётов MG-17 и одного MG-15 в задней части кабины.
В целях психологического воздействия на противника на стойках шасси устанавливали
воздушные сирены.
Существовали следующие модификации:
-
Ju.87V1 - первый прототип. Отличался 12-цилиндровым двигателем Роллс-Ройс
"Кестрел IIS" мощностью 525 л.с. с двухлопастным деревянным винтом, двухкилевым
оперением и отсутсвием воздушных тормозов. Первый полёт 19 сентября 1935 года.
-
Ju.87V2 - второй прототип. Отличался однокилевым оперением, двигателем
Jumo.210Aa мощностью 610 л.с. и воздушными тормозами. Первый полёт 25 февраля
1936 года.
-
Ju.87V3 - третий прототип. Отличался увеличенным хвостовым оперением с
небольшими шайбами на концах. Для улучшения обзора двигатель опущен вниз.
Первый полёт 27 марта 1936 года.
-
Ju.87V4 - прототип Ju.87A. Отличался ещё более опущенной моторамой, угловатым
килём увеличенной площади, новыми обтекателями стоек шасси и фонарём кабины.
Первый полёт 20 июня 1936 года.
-
Ju.87V6 - опытный с двигателем Jumo.211Aa мощностью 900 л.с. Первый полёт
14 июня 1937 года.
-
Ju.87V7 - прототип Ju.88B. Отличался новыми маслорадиаторами. Взлётная
мощность двигателя увеличена до 1000 л.с.
-
Ju.87V8 - прототип для статических испытаний. Отличался конструкцией фонаря кабины.
-
Ju.87V9 - эталон для серии Ju.87B-1.
-
Ju.87V21 - опытный с двигателем Jumo.211F мощностью 1383 л.с. Первый полёт
в марте 1941 года.
-
Ju.87V22 - прототип Ju.87D. Отличался компоновкой водо- и маслорадиаторов,
усиленным бронированием, улучшенной аэродинамикой. Первый полёт в феврале
1941 года.
-
Ju.87V23 - прототип Ju.87D. Отличался усиленными стойками шасси. Первый
полёт в апреле 1941 года.
-
Ju.87V24 - прототип Ju.87D. Первый полёт в мае 1941 года.
-
Ju.87V25 - прототип тропического Ju.87D-1/Trop.
-
Ju.87A - первый серийный вариант с двигателем Jumo.210. Отличался улучшенной
аэродинамикой и повышенной прочностью. Бомбовая нагрузка составляла 500
кг. Изготовлено 262 самолёта. К 1939 году все выведены из боевого состава
и использовались как учебные.
-
Ju.87A-0 - предсерийный. Отличался двигателем Jumo.210Ca. Изготовлен в
конце 1936 года.
-
Ju.87A-1 - серийный. Отличался установкой одного крыльевого пулемёта MG-17
(в правом полукрыле), ассиметричным капотом двигателя, уменьшеным рулём
направления. Выпускался в 1937 году. Изготовлено 808 самолётов.
-
Ju.87A-2 - с двигателем Jumo.210Da мощностью 680 л.с. Отличался винтом
с более широкими лопастями, закруглённой верхней кромкой руля направления,
увеличенной хордой триммера. Выпускался с конца 1937 года до весны 1938.
2 самолёта поставлены в Японию.
-
Ju.87B - с двигателем Jumo.211A. Увеличен вынос колёс шасси вперёд, количество
пулемётов увеличено до 3.
-
Ju.87B-0 - предсерийный. В 1938 году изготовлено 10 (по другим данным 15)
самолётов.
-
Ju.87B-1 - серийный. Отличался трёхлопастным металлическим винтом "Гамильтон"
и 1 сиреной на правом обтекателе шасси. На самолётах поздних серий устанавливался
двигатель с непосредственным впрыском топлива Jumo.211Da мощностью 1140
л.с. Выпускался в 1938-1939 годах.
-
Ju.87B-2 - доработанный. Отличался изменёнными капотами водяного радиатора,
трёхлопастными деревянными винтами изменяемого шага VS-5 (VS-11), 2 сиренами.
Бомбовая нагрузка увеличена до 1000 кг. Выпускался с декабря 1939 года.
Поставлялся в Италию, Болгарию, Венгрию и Румынию.
-
Ju.87B-2/Trop - тропический. Отличался противопыльными фильтрами. Поставлялся
в Италию.
-
Ju.87B-1/U2, Ju.87B-2/U2 - с радиокомпасом Peil G-IV.
-
Ju.87B-1/U3, Ju.87B-2/U3 - с усиленным бронированием.
-
Ju.87B-1/U4, Ju.87B-2/U4 - с лыжным шасси.
-
Ju.87C - палубный вариант Ju.87B. Отличался наличием кронштейнов для водила
катапульты, посадочного гака, дополнительных топливных баков, складывающихся
(вручную) консолей крыла с надувными баллонами, отстреливающимся при аварийной
посадке на воду шасси.
-
Ju.87C-0 - предсерийный. В 1939 году изготовлено несколько самолётов. Принимал
участие в боях против Польши. Уцелевшие самолёты до 1944 года использовались
для различных экспериментов.
-
Ju.87C-1 - серийный. В 1939 году выпущена небольшая партия. В последствии
все самолёты переоборудованы в Ju.87B-1.
-
Ju.87D - модернизированный. Отличался новой носовой частью фюзеляжа, усиленным
шасси, двигателем Jumo.211J-1 мощностью 1400 л.с., задней стрелковой установкой
GSL-81Z с двухствольным пулемётом MG-81Z. Бомбовая нагрузка увеличена до 1800 кг.
-
Ju.87D-1 - серийный. Выпускался фирмой "Везер" с весны 1941 года. С 1942
года применялся в войне против СССР.
-
Ju.87D-1/To - торпедоносец (опытный).
-
Ju.87D-1/Trop - тропический. Отличался дополнительными фильтрами. С 1942
года применялся в Северной Африке.
-
Ju.87D-2 - буксировщик планёров. Отличался усиленной хвостовой частью,
костылём и буксирным крюком. Применялся в Северной Африке.
-
Ju.87D-3 - штурмовик-бомбардировщик. Отличался усиленным бронированием
и отсутствием сирен, стрелковой установкой GSL-R81Z с увеличенными углами
обстрела. Выпускался с конца 1942 года. Изготовлено 1559 самолётов на заводах
в Темпельсхофе и Лемвердере. Поставлялся Румынии.
-
Ju.87D-4 - торпедоносец. Отличался отсутствием тормозных решёток и сирен.
Переоборудовано несколько D-1 и D-3. Позже переоборудованы обратно в D-3.
-
Ju.87D-5 - с крылом увеличенного до 14,98 м размаха. Отличался отстреливаемыми
стойками шасси и отсутствием тормозных решёток (на самолётах ранних серий
ещё устанавливались). Крыльевые пулемёты MG-17 заменены 20-мм пушками Маузер
MG-151/20. В 1943-1944 годах изготовлено 1178 самолётов. Поставлялся ВВС Венгрии.
-
Ju.87D-6 - упрощенный вариант D-5. Серийно не выпускался.
-
Ju.87D-7 - ночной штурмовик. Отличался двигателем Jumo.211P с пламегасителями,
усиленным бронированием, составом радиооборудования. С начала 1944 года
фирмой "Менибум" переоборудовались ранее выпущенные D-3.
-
Ju.87D-8 - ночной штурмовик на базе D-5. Отличался коническими насадками
на стволах пушек.
-
Ju.87E - палубный торпедоносец на базе Ju.87D. Отличался складывающимися
крыльями и отстреливающимися стойками шасси.
-
Ju.87F (Ju.187) - бронированный штурмовик. Отличался двигателем Jumo.213F-1
мощностью 1850 л.с., новым крылом, убирающимся шасси, усиленным вооружением.
Бомбовая нагрузка увеличена до 2000 кг. Осенью 1943 года изготовлено 4 самолёта.
-
Ju.87G - противотанковый. Отличался 2 37-мм пушками BK-3,7 (Flak.18) под крылом.
-
Ju.87G-1 - противотанковый на базе Ju.87D-3. В 1943 году переоборудовано
в войсках около 70 самолётов.
-
Ju.87G-2 - противотанковый на базе Ju.87D-5. В 1943 году изготовлено 174
самолёта на заводе в Лемвердере и 34 переоборудовано в войсках.
-
Ju.87H - учебный. Отличался кабиной с двойным управлением и отсутствием
вооружения. Разработан в 1943 году. Выпускался малыми сериями в Лемвердере.
-
Ju.87H-1 - учебный на базе Ju.87D-1.
-
Ju.87H-3 - учебный на базе Ju.87D-3.
-
Ju.87H-5 - учебный на базе Ju.87D-5.
-
Ju.87H-7 - учебный на базе Ju.87D-7.
-
Ju.87H-8 - учебный на базе Ju.87D-8.
-
Ju.87R - дальний. Отличался дополнительными топливными баками. Выпускался
с конца 1939 года. Изготовлено около 150 самолётов.
-
Ju.87R-1 - дальний вариант Ju.87B-1.
-
Ju.87R-2 - с двигателем Jumo.211H. Отличался составом радиооборудования.
-
Ju.87R-3 - буксировщик планёров. Отличался крюком в хвостовой части фюзеляжа.
-
Ju.87R-4 - тропический. Отличался дополнительными фильтрами, антикоррозийным
покрытием и электропроводкой повышенной влагоустойчивости.
Ju.87 выпускался на заводах "Юнкерс" в Дессау, "Везер флюгцойгбау" в Бремене,
Темпельхофе (пригороде Берлина) и Лемвердере. Производство продолжалось
до осени 1944 года. Всего изготовлено 5709 самолётов различных модификаций.
Поставлялся на экспорт в Болгарию, Венгрию, Италию, Румынию и Японию.
Впервые применён в ноябре 1936 года в Испании.
Во время Второй мировой войны самолёт применялся немцами и их союзниками
на всех фронтах до 1945 года. Он служил как дневной и ночной бомбардировщик,
буксировщик грузовых планёров. Ju.87 получился очень уязвимым и идеальной
целью для истребителей. Его применение было эффективным при полном превосходстве
в воздухе. Даже во время войны против Польши и Франции Ju.87 несли потери.
Во время же "битвы за Англию", когда им противостояли современные истребители,
потери резко возросли. Во время войны с СССР успех пикирующим бомбардировщикам
сопутствовал только на первом этапе. По мере роста мощи советской авиации
карьера Ju.87 пошла к закату.
Начиная с 1944 года Ju.87 начали заменяться в штурмовых частях самолётами
FW.190 и переводиться в ночные. Румынские самолёты
воевали в 1941-1944 годах против СССР, а с осени 1944 года - против Германии.
Болгарские пикировщики участвовали в освобождении страны от немцев в
сентябре-ноябре 1944 года.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
Ju.87D-1 |
Двигатель |
Jumo.211J-1 |
Взлётная мощность, л.с. |
1400 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
13,80
11,50
4,01 |
Площадь крыла, м2 |
32 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
3900
5850
6600 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте
крейсерская |
410
315 |
Время подъёма на высоту 5000 м, мин. |
19,8 |
Дальность полёта максимальная, км |
1000 |
Практический потолок, м |
7320 |
Максимальная бомбовая нагрузка, кг |
1800 |
Экипаж, чел. |
2 |
Оборонительное вооружение: |
2 MG-17
1 MG-81Z |
Список использованных источников
- Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 3. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 18-19.
- Дёмин А. Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 // Авиация и космонавтика. - 2001. - №№ 8-10.
- Драч В. Сломя голову // Моделист-конструктор. - 1992. - №5. - С. 28-31.
- Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 4. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 32-41.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 59-60.
- Медведь А.Н. Юнкерс Ju-87 "Штука". - М.: "Арсенал-Пресс", 1994.
- Ригмант В.Г. Бомбардировщик Юнкерс Ju.87 // Моделист-конструктор. - 1992. - №5. - С. 32.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 192-196.
- Цветков С. "Штучка" в "штанах" // Крылья Родины. - 1992. - №2-3. - С. 25-29.