Юнкерс Ju.87 "Штука"


Ju.87B-2
Ju.87B-2 из 11.(St)/LG1
Ju.87D-1
Ju.87D-1 из Stab I/StG2

В сентябре 1933 года министерство авиации объявило двуэтапный конкурс на создание пикирующего бомбардировщика. На первом этапе по так называемой "немедленной" программе был заказан биплан, от которого не требовалось высоких показателей, но время разработки было ограничено. Этим занялись фир "Физелер" и "Хеншель". Второй этап конкурса предусматривал создание боевого самолёта с более высокими лётными данными, сравнимыми с существовавшими в то время истребителелями. К разработке такого самолёта приступили четыре фирмы: "Арадо", "Блом и Фосс", "Хейнкель" и "Юнкерс". На фирме "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" работы по самолёту, получившему обозначение Ju.87 "Штука" (штурцкампфлюгцойг - пикирующий боевой самолёт), возглавил главный конструктор Г.Польман. Первый прототип Ju.87V1 был изготовлен в 1935 году. 19 сентября он впервые поднялся в небо. После проведения испытаний Ar.81, Ha.137, He-118 и Ju.87 было принято решение о серийном производстве последнего (большую роль в этом сыграли личные пристрастия начальника технического управления Э.Удета). Серийное производство началось в январе 1937 года. Весной этого же года принят на вооружение люфтваффе.

Ju.87 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Шасси трёхопороное, неубирающееся, с задней стойкой. Основные стойки шасси закрыты обтекателями. Крыло типа "обратная чайка" трапецевидной в плане формы. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем. Обшивка гладкая, работающая, выполнена из листового дюраля. Для обеспечения безопасного выхода из пикирования самолёт оснащался тормозными решётками под крылом и автоматом пикирования. Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного перевёрнутого двигателя жидкостного охлаждения Jumo-210 (позже Jumo-211) с трёхлопастным металлическим винтом изменяемого шага VS-5 диаметром 3,4 м. Радиатор распологался в туннеле под двигателем. Двухместная кабина экипажа закрыта общим фонарём. Вооружение состояло из одной бомбы массой 500 или 250 кг, подвешенной под фюзеляжем на трапеции, и 4 50-кг бомб под крылом. Пулемётное вооружение состояло из 2 крыльевых 7,92-мм пулемётов MG-17 и одного MG-15 в задней части кабины. В целях психологического воздействия на противника на стойках шасси устанавливали воздушные сирены.

Существовали следующие модификации:

Ju.87 выпускался на заводах "Юнкерс" в Дессау, "Везер флюгцойгбау" в Бремене, Темпельхофе (пригороде Берлина) и Лемвердере. Производство продолжалось до осени 1944 года. Всего изготовлено 5709 самолётов различных модификаций. Поставлялся на экспорт в Болгарию, Венгрию, Италию, Румынию и Японию.

Впервые применён в ноябре 1936 года в Испании. Во время Второй мировой войны самолёт применялся немцами и их союзниками на всех фронтах до 1945 года. Он служил как дневной и ночной бомбардировщик, буксировщик грузовых планёров. Ju.87 получился очень уязвимым и идеальной целью для истребителей. Его применение было эффективным при полном превосходстве в воздухе. Даже во время войны против Польши и Франции Ju.87 несли потери. Во время же "битвы за Англию", когда им противостояли современные истребители, потери резко возросли. Во время войны с СССР успех пикирующим бомбардировщикам сопутствовал только на первом этапе. По мере роста мощи советской авиации карьера Ju.87 пошла к закату.

Начиная с 1944 года Ju.87 начали заменяться в штурмовых частях самолётами FW.190 и переводиться в ночные. Румынские самолёты воевали в 1941-1944 годах против СССР, а с осени 1944 года - против Германии. Болгарские пикировщики участвовали в освобождении страны от немцев в сентябре-ноябре 1944 года.


Лётно-технические характеристики

Модификация Ju.87D-1
Двигатель Jumo.211J-1
Взлётная мощность, л.с. 1400
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

13,80
11,50
4,01
Площадь крыла, м2 32
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

3900
5850
6600
Скорость, км/ч:

максимальная на высоте
крейсерская

410
315
Время подъёма на высоту 5000 м, мин. 19,8
Дальность полёта максимальная, км 1000
Практический потолок, м 7320
Максимальная бомбовая нагрузка, кг 1800
Экипаж, чел. 2
Оборонительное вооружение: 2 MG-17
1 MG-81Z

Список использованных источников

  1. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 3. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 18-19.
  2. Дёмин А. Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 // Авиация и космонавтика. - 2001. - №№ 8-10.
  3. Драч В. Сломя голову // Моделист-конструктор. - 1992. - №5. - С. 28-31.
  4. Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 4. - М.: ЦАГИ, 1995. - С. 32-41.
  5. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 59-60.
  6. Медведь А.Н. Юнкерс Ju-87 "Штука". - М.: "Арсенал-Пресс", 1994.
  7. Ригмант В.Г. Бомбардировщик Юнкерс Ju.87 // Моделист-конструктор. - 1992. - №5. - С. 32.
  8. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 192-196.
  9. Цветков С. "Штучка" в "штанах" // Крылья Родины. - 1992. - №2-3. - С. 25-29.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz