Разработка бомбардировщика Ki-49 на японской фирме "Накадзима кокуки" началась летом 1938 года. Он предназначался для замены Ki-21 ("тип 97"). Согласно заданию новый бомбардировщик должен был действовать без истребительного прикрытия, что предполагало наличие мощного оборонительного вооружения и высокую скорость. Ведущим конструктором по самолёту был назначен Т.Кояма. В разработке проекта также принимали участие инженеры Нисимура и Итокава. Для улучшения управляемости и маневренности на малых и средних высотах было выбрано крыло малого удлинения. Для повышения живучести применены бронезащита экипажа и протектированные топливные баки. Оборонительное вооружене состояло 20-мм пушка и 5 7,7-мм пулемётов. Впервые в японском самолётостроении один из пулемётов был размещён в хвостовой башне. Первый прототип №4901 в двигателями Ha-5KAI поднялся в небо в августе 1939 года. К концу года построили ещё два прототипа с двигателями Ha-41. В 1940 году построены 7 предсерийных самолётов. По результатам испытаний была изменена бронезащита и размещение экипажа, после чего самолёт был запущен в серию на заводе в Ота. Принят на вооружение японской армии в марте 1941 года под обозначением "тяжелый бомбардировщик армейский тип 100 модель 1" (Кi-49-I "Донрю").
Ki-49 построен по аэродинамической схеме среднеплана. Конструкция цельнометаллическая. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из закрылков Фаулера и элеронов. Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Ha-41 (позже Ha-109, Ha-117) с трёхлопастными воздушными винтами. Бомбоотсек располагался по всей длине центроплана. Запас топлива размещался в 6 протектированных баках в центроплане и по 3 бака в консолях. Оборонительное вооружение: 20-мм пушка Ho-1 в верней башне, 5 пулемётов Ho-103 в носу, в бортах, под фюзеляжем и кормовой башне.
Существовали следующие модификации:
Всего до декабря 1944 года изготовлено 819 самолётов Ki-49, в том числе 50 на заводе фирмы "Тачикава". Были планы организации производства на заводе "Мансю хикоки сейдзо" в Харбине, но не осуществлены.
В боевых условиях впервые применён в 1942 году в Китае. Применялся также в боях над Hовой Британией, Hовой Гвинеей, северной Австралией. Опыт показал, что самолёту не хватало мощности двигателей. Из-за этого страдала управляемость, а скорости не хватало, чтобы уйти от истребителей противника. При этом бомбовая нагрузка была ниже, чем у Ki-21, поэтому он так его и не заменил. После высадки американцев на Филиппинах, активно применялся против них, неся при этом существенные потери. Широко применлся в спецоперациях: как ночной истребитель, для высадки десанта, для поиска подводных лодок. Уцелевшие самолёты использовались в конце войны лётчиками-камикадзе. При этом с самолёта снималось всё вооружение, экипаж сокращался до 2 человек, бомбовая нагрузка увеличивалась до 1600 кг.
Двигатели | |
Взлётная мощность, л.с.: | 2x1500 |
Габариты, м:
размах крыла
|
20,424
16,5 4,5 |
Площадь крыла, м2 | 69,05 |
Масса, кг:
пустого
|
6530
10680 11400 |
Скорость, км/ч:
максимальная
|
492
350 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 365 |
Дальность полёта максимальная, км | 2950 |
Практический потолок, м | 9300 |
Экипаж, чел. | 8 |
Бомбовая нагрузка, кг:
нормальная
|
750
1000 |
Оборонительное вооружение: | 1x20
5x7,7 |