Накадзима Ki-49 "Донрю"


Ki-49
Ki-49-IIa

Разработка бомбардировщика Ki-49 на японской фирме "Накадзима кокуки" началась летом 1938 года. Он предназначался для замены Ki-21 ("тип 97"). Согласно заданию новый бомбардировщик должен был действовать без истребительного прикрытия, что предполагало наличие мощного оборонительного вооружения и высокую скорость. Ведущим конструктором по самолёту был назначен Т.Кояма. В разработке проекта также принимали участие инженеры Нисимура и Итокава. Для улучшения управляемости и маневренности на малых и средних высотах было выбрано крыло малого удлинения. Для повышения живучести применены бронезащита экипажа и протектированные топливные баки. Оборонительное вооружене состояло 20-мм пушка и 5 7,7-мм пулемётов. Впервые в японском самолётостроении один из пулемётов был размещён в хвостовой башне. Первый прототип №4901 в двигателями Ha-5KAI поднялся в небо в августе 1939 года. К концу года построили ещё два прототипа с двигателями Ha-41. В 1940 году построены 7 предсерийных самолётов. По результатам испытаний была изменена бронезащита и размещение экипажа, после чего самолёт был запущен в серию на заводе в Ота. Принят на вооружение японской армии в марте 1941 года под обозначением "тяжелый бомбардировщик армейский тип 100 модель 1" (Кi-49-I "Донрю").

Ki-49 построен по аэродинамической схеме среднеплана. Конструкция цельнометаллическая. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из закрылков Фаулера и элеронов. Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Ha-41 (позже Ha-109, Ha-117) с трёхлопастными воздушными винтами. Бомбоотсек располагался по всей длине центроплана. Запас топлива размещался в 6 протектированных баках в центроплане и по 3 бака в консолях. Оборонительное вооружение: 20-мм пушка Ho-1 в верней башне, 5 пулемётов Ho-103 в носу, в бортах, под фюзеляжем и кормовой башне.

Существовали следующие модификации:

Всего до декабря 1944 года изготовлено 819 самолётов Ki-49, в том числе 50 на заводе фирмы "Тачикава". Были планы организации производства на заводе "Мансю хикоки сейдзо" в Харбине, но не осуществлены.

В боевых условиях впервые применён в 1942 году в Китае. Применялся также в боях над Hовой Британией, Hовой Гвинеей, северной Австралией. Опыт показал, что самолёту не хватало мощности двигателей. Из-за этого страдала управляемость, а скорости не хватало, чтобы уйти от истребителей противника. При этом бомбовая нагрузка была ниже, чем у Ki-21, поэтому он так его и не заменил. После высадки американцев на Филиппинах, активно применялся против них, неся при этом существенные потери. Широко применлся в спецоперациях: как ночной истребитель, для высадки десанта, для поиска подводных лодок. Уцелевшие самолёты использовались в конце войны лётчиками-камикадзе. При этом с самолёта снималось всё вооружение, экипаж сокращался до 2 человек, бомбовая нагрузка увеличивалась до 1600 кг.


Лётно-технические характеристики Ki-49-II

Двигатели Ha-109
Взлётная мощность, л.с.: 2x1500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

20,424
16,5
4,5
Площадь крыла, м2 69,05
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

6530
10680
11400
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

492
350
Максимальная скороподъемность, м/мин 365
Дальность полёта максимальная, км 2950
Практический потолок, м 9300
Экипаж, чел. 8
Бомбовая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

750
1000
Оборонительное вооружение: 1x20
5x7,7

Список использованных источников

  1. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 4. - М.: АВИАМ, 1994. - С. .
  2. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. .
  3. Фирсов А. Два меча самураев: Японские армейские бомбардировщики Ки-21 и Ки-49 // Крылья Родины. - 1996. - №5. - С. 22-28.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top