Мессершмитт Bf.109


Bf.109E-3
Bf.109E-3 из 1./JG77
Bf.109F-4
Bf.109F-4 командира 9./JG52 Г.Графа
Bf.109G-2
Bf.109G-2 болгарского лётчика Д.Списаревского

В начале 1934 года Люфтваффе выпустили техническое задание на разработку истребителя, который должен был заменить Хейнкель He.51. Заказ на опытные образцы получили фирмы "Арадо", "Фокке-Вульф" и "Хейнкель". Фирме "Мессершмитт Флюгцойгбау" в заказе было отказано и В.Мессершмитт приступил к разработке истребителя в инициативном порядке. При проектировании был учтён опыт разработки спортивного самолёта Bf.108. В качестве силовой установки было решено использовать перспективные V-образные двигатели жидкостного охлаждения фирм "Даймлер-Бенц" или "Юнкерс". Первый прототип Bf.109V1 был построен в Аугсбурге весной 1935 года. 28 мая он впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель Г.Кнеч). Летом 1935 года в испытательном центре в Рехлине состоялись сравнительные испытания истребителей Ar.80V1, FW.159V1, He.112V1 и Bf.109V1, после которых дальнейшее соревнование продолжилось между самолётами Хейкеля и Мессершмитта. В феврале-марте 1936 года в Травемюнде состоялись новые сравнительные испытания - между He.112V2 и Bf.109V2. Последний оказался победителем и фирма "Байерише Флюгцойгверке" получила заказ на изготовление 10 самолётов. В августе 1936 года во время XI Олимпийских игр в Берлине Bf.109 был впервые показан публике. Серийное производство началось в феврале 1937 года на новом заводе фирмы в Аугсбурге. Первые серийные самолёты поступили на вооружение легиона "Кондор".

Bf.109 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан. Крыло однолонжеронное, трапециевидное в плане. Механизация крыла состояла из закрылков, автоматических предкрылков и интерцепторов. Фюзеляж типа полумонокок с работающей обшивкой. Шасси трёхопорное, убирающееся, с хвостовым колесом. Кабина пилота закрыта фонарём, открывавшимся вправо. За фонарём находился развитый гаргрот. Силовая установка состояла из поршневого V-образного (перевёрнутое V) 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации.

Существовали следующие модификации:

Серийное производство в Германии осуществлялось на заводах фирм "Мессершмитт А.Г.", "Эрла машиненверк", "Виенер-Нейштадтер флюгцойверке", "Физелер", "Арао", AGO до конца войны. Кроме того, Bf.109 выпускался по лицензии в Австрии, Венгрии, Испании, Румынии, Чехословакии. Дольше всего производство продолжалось в Испании - до 1954 года. Всего изготовлено 30573 самолёта. По массовости Bf.109 занимает второе место после советского Ил-2 и первое место среди истребителей. Кроме люфтваффе стоял на вооружении ВВС Болгарии (до 1946 года), Венгрии, Израиля, Испании (до ноября 1965 года), Италии, Словакии, Финляндии (до 1954 года), Хорватии, Швейцарии (до 1949 года), Югославии. Несколько самолётов для испытаний приобрели СССР и Япония.

Впервые применён в Испании в декабре 1936 года. К сентябрю 1939 года являлся основным истребителем люфтваффе. Участвовал во всех основных операциях Второй мировой войны на всех фронтах в качестве дневного и ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, тактического разведчика. С октября 1944 года румынские Bf.109G применялись против немцев. Израильские S-199 в 1949 году принимали участие в войне с Египтом. Испанские HA.1112M.1L в 1958 году принимали участие в боевых действиях в Западной Сахаре.

До настоящего времени сохранилось несколько десятков самолётов разных модификаций в музеях разных стран (большинство послевоенного производства Испании и Чехословакии). Часть из них восстановлены до лётного состояния.

На Bf.109G-2 совершил таран Списаревский Д.

На Bf.109G-6 совершили тараны: Бончев Н., Граф Г., Мюнстер Л.

На Bf.109G-10 совершил таран Хан К.


Лётно-технические характеристики

Модификация Bf.109B-2 Bf.109E-1 Bf.109F-2 Bf.109G-2 Bf.109K-4
Двигатель Jumo.210Ga DB.601A DB.601N DB.605A DB.605DM
Взлётная мощность, л.с. 680 1100 1200 1475 1800
Габариты, м:


размах крыла
длина
высота

9,87
8,7
3,4
9,87
8,7
3,4
9,92
8,94
3,4
9,92
8,97
3,4
9,92
9,02
3,4
Площадь крыла, м2 16,35 16,35 16,02 16,02 16,02
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

1580
2050
1840
2500
2355
3062
2255
3100
2755
3400
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
крейсерская

408
463
350
462
548
475
515
600
480
505
635
480
605
700
420
Скороподъёмность у земли, м/с 10,8 15,5 21,8 17,8 14,5
Дальность полёта максимальная, км 690 660 845 845 570
Практический потолок, м 8200 10500 11000 12000 12500
Экипаж, чел. 1 1 1 1 1
Вооружение: 3x7,92 2x20
2x7,92
1x15
2x7,92
1x20
2x7,92
1x30
2x13,2

Список использованных источников

  1. Борисов Ю. Из клана "109-х": О малоизвестных вариантах Bf.109 // Крылья Родины. - 2001. - №№ 9, 10.
  2. Иванников С. Последний "мессер" // Авиамастер. - 1999. - №3. - С. 39-41.
  3. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 26-27.
  4. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 44-47.
  5. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 153-154.
  6. Маслов М. Недоброй памяти "худой" // Крылья Родины. - 1991. - №4. - С. 23-27.
  7. Никольский М. Истребитель Як-1,7,9,3 / Bf.109 // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6.
  8. Окопелов Н., Чечин А. Испанский полигон Люфтваффе // Моделист-конструктор. - 2004. - №№ 7, 9.
  9. Павлов А. Самый опасный враг // Авиамастер. - 2002. - №7. - С. 45-48.
  10. Романов В. Messerschmitt Bf.109. - М.: М-Хобби, 1994.
  11. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 221-225.
  12. Фирсов А.А. Мессершмитт Bf.109. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.
  13. Цветков С. Мессершмитт Bf.109G-14 // Моделист-конструктор. - 2001. - №1. - С. 31.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz