Разработка реактивного истребителя-перехватчика "проект 1065" началась в КБ фирмы "Мессершмит А.Г." осенью 1938 года под руководством В.Мессершмитта. Разработка двигателей для него велась фирмой BMW. 7 июня 1939 года проект был представлен Техническому департаменту министерства авиации. По проекту самолёт должен был быть цельнометаллическим низкопланом с двумя турбореактивными двигателями P-3302 (BMW.003), расположенными в корне крыла. В январе 1940 года был заключён контракт на изготовление полноразмерного макета, а 1 марта - на изготовление 3 прототипов для лётных и статических испытаний. Самолёт получил обозначение Me-262.
Разработка двигателя на фирме BMW затянулась. К тому же его диаметр оказался больше, из-за чего установка его в корне крыла оказалась невозможной. Проект пришлось переделать. Самолёт стал больше по размеру, двигатели переместились под крыло примерно на четверти размаха, фюзеляж получих треугольное сечение. В таком виде проект был вновь представлен Техническому департаменту 15 мая 1940 года. В августе в Аугсбурге началось изготовление первых прототипов. Сроки доводки двигателя были внось сорваны. В качестве альтернативы предусматривалась установка двигателей Jumo.004, но их доводка затягивалась. Поэтому на первом прототипе Me-262V1 было решено установить поршневой двигатель Jumo.210G. 18 апреля 1941 года лётчик-испытатель Ф.Вендель впервые поднял его в небо.
В середине октября 1941 года в Аугсбург прибыли первые лётные двигатели BMW.003. Их установили на Me.262V1 (сохранив поршневой). 25 марта 1942 года Вендель поднял самолёт в воздух, но полёт чуть было не закончился катастрофой: разрушился левый двигатель. Двигатели отправили обратно на фирму BMW для доработок. Модернизированный BMW.003A вновь опробовали в полёте только в октябре 1943 года (на летающей лаборатории Ju-88A).
Тем временем началась адаптация самолёта под двигатели Jumo.004. Лётные испытания было решено перевести в Лейпхейм, где была полоса с гудроновым покрытием. 18 июля 1942 года Вендель поднял (со второй попытки) в воздух прототип Me.262V3. 1 октября к испытаниям присоединился и прототип Me.262V2. Испытания шли поначалу успешно и фирма получила заказ ещё на 2 прототипа и 15 предсерийных (позже заказ был удвоен). 22 апреля 1943 года на Me.262V4 совершил полёт генерал-лейтенант А.Галланд. Самолёт ему понравился и он стал добиваться начала серийного производства. Однако генералфлюгцойгместер Э.Мильх был против этого из-за большого риска, связанного с принципиально новым самолётом. Осторожность исходила и от самого Гитлера.
Впервые серийное производство Me.262 было запланировано в "Программе 223", ставившей задачу довести к маю 1944 года выпуск реактивного истребителя до 60 машин в месяц. Но фирма "Мессершмитт А.Г." распологала недостаточными ресурсами для этого. В.Мессершмитт при поддержки Галланда обратился к Герингу и 2 ноября 1943 года в Техническом департаменте была образована специальная комиссия по надзору за доводкой Me.262. Но одновременно было выдвинуто требование превращеия самолёта в бомбардировщик. 26 ноября самолёт был продемонстрирован в Инстербурге Гитлеру и Геренгу. Вскоре министр вооружений А.Шпеер присвоил программе наивысший приоретет. Но ещё не были решены многие технические и организационные проблемы. Изготовление партии предсерийных самолётов было завершено к февралю 1944 года, но оснащение их двигателями было завершено только в мае. Часть самолётов поступила в испытательный центр в Рехлине, а из остальных в Лекфельде была сформирована команда "262" для отработки тактики применения. В июне был запущен в производство двигатель Jumo.004B, что позволило приступить к серийному производству и самолёта. До конца года было выпущего 568 самолётов (при плане 1360).
Me.262 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок треугольного сечения. Крыло с небольшой стреловидностью. Шасси убирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 2 турбореактивных двигателей Jumo.004. Запас топлива размещался в 2 основных и 2 вспомогательных фюзеляжных топливных баках. Бронезащита кабины пилота включала бронестекло (90 мм) и две бронеперегородки (по 15 мм). В состав вооружения входили 20-мм пушки MG-151/20, 30-мм пушки MK.103 и MK.108, 50-мм пушки BK.5 и MK.214, 55-мм пушки MK.114, ракеты R4M, бомбы калибром до 1000 кг. Для прицеливания служил прицел "Реви" 16B (позже EZ.42).
Существовали следующие модификации:
Me.262 выпускался на заводах "Мессершмитт А.Г." в Лейпхейме, Лекфельде, Швабиш-Халле, Венцендорфе и Гибельштадте. Для производства использовались небольшие строения, укрытые в лесах. Планировалось производство в шахтах в Кале и Каммсдорфе. Всего изготовлено 1433 самолёта. Принят на вооружение люфтваффе в апреле 1944 года. Применялся в качестве перехватчика, бомбардировщика и разведчика.
В боевых условиях впервые применён в июле 1944 года. Это был первый в мире боевой реактивный самолёт. Ночные перехватчики использовались в ПВО Берлина с февраля 1945 года. После войны трофейные Me-262 испытывались в Великобритании, США, СССР и Франции. Принят на вооружение Чехословакии под обозначением S-92. До настоящего времени сохранились 10 экземпляров Me-262. Их можно встретить в Мюнхенском музее техники (ФРГ), музее Косворда (Великобритания), Пражском авиационном музее (Чехия), Американском аэрокосмическом музее в Вашингтоне и авиационном музее в Лос-Анжелосе (США). По одному самолёту есть в Австралии и ЮАР.
На Me.262 совершили тараны: Шалльмозер Э., Эрлих Г.
Модификация | |
---|---|
Двигатели | Jumo.004B-1 |
Взлётная тяга, кгс | 900 |
Габариты, м:
размах крыла
|
12,485
10,600 3,835 |
Площадь крыла, м2 | 21,76 |
Масса, кг:
пустого
|
4418
6396 7140 |
Скорость , км/ч:
максимальная у земли
|
835
872 815 175 |
Скороподъёмность у земли, м/с | 20 |
Дальность полёта, км:
максимальная у земли
|
475
840 1040 |
Практический потолок, м | 11000 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение: | 4x30 мм |