Кертисс O-52 "Оул"


O-52
O-52 младшего лейтенанта П.К.Жилинского

Ближний разведчик и корректировщик O-52 "Оул" разработан в "Кертисс-Райт корпорейшн" (США) под руководством Д.Берлина в 1940 году. Прототип XO-52 ("модель 85") прошёл испытания в феврале 1941 года. В этом же году началось его серийное производство на заводе "Кертисс" в Баффело. Всего было изготовлено 203 самолёта.

O-52 представлял собой цельнометаллический подкосный высокоплан. Крыло прямое большого удлинения. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Основнык стойки убирались в фюзеляж, как на палубном бомбардировщике RF2C-1. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя R-1340-51 "Уосп" фирмы "Прэтт Уитни". Экипаж из двух человек размещался в закрытой кабине. Управление самолётом было двойным (в кабине летнаба была съёмная ручка и откидные педали). В состав оборудования входили посадочная фара, радиостанция, СПУ, радиополукомпас. Была предусмотрена установка фотоаппарата и 2 парашютных ракет (для ночных полётов). Часть самолётов оборудовалась кормовой стрелковой установкой, как на разведчике SOC или бомбардировщике SBC.

O-52 состоял на вооружении ВВС армии США с лета 1941 года, где использовался в качестве учебного. Перед началом войны на Тихом океане несколько самолётов было отправлено на Филиппины. Снят с вооружения в 1945 году. 3 самолёта сохранились до наших дней в музеях США. Один из них находится в лётном состоянии и совершает демонстрационные полёты.

В декабре 1941 года 30 самолётов по "ленд-лизу" направлено в СССР (добралось только 19). Ими в 6 запасной авиабригаде в Иванове вооружили 2 корректировочные эскадрильи, которые в марте-октябре 1942 года были отправлены на фронт. Самолёты O-52 вели ближнюю разведку, корректировали огонь артиллерии, выполняли функции самолётов связи на Карельском, Ленинградском и Калининскоом фронтах до 1944 года. В тылу O-52 использовался для связи и аэрофотосъёмки. Последние самолёты эксплуатировались трестом "Аэрогеология" Наркомата геологии до начала 50-х годов.

На O-52 совешил таран экипаж в составе Жилинского П.К. и Новорожкина С.И.


Лётно-технические характеристики

Модификация O-52
Экипаж, чел 2
Двигатель R-1340-51
Мощность, л.с.: 600
Габариты, м:

длина
размах крыла
высота

8,04
12,42
3,03
Площадь крыла, м2 19,5
Масса, кг:

сухая
взлётная

1919
2433
Запас топлива, л. 408
Скорость максимальная у земли, км/ч 354
Время набора высоты 3050 м, мин. 8,2
Практический потолок, м 6480
Дальность полёта, км 1127
Вооружение 2х7,62

Список использованных источников

  1. Котельников В.Р., Вахламов В. Американские "совы" в советской авиации. // Авиация. - 2000. - №1. - С. 22-33.
  2. Котельников В.Р., Лейко О.Ю. Американские "совы" на Ленинградском фронте. // Крылья Родины. - 1996. - №9. - С. 10-12.
  3. Самолёты поля боя Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 8. - М.: "Либри", 1995. - С. 12-13.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz