PZL P-11


PZL P-11c
P-11c из 113 эскадры польских ВВС
PZL P-11f
P-11f из 41 эскадрильи румынских ВВС

Разработка истребителя P-11 началась в КБ "Панствове заклады лотниче" (PZL) под руководством З.Пулавского в 1930 году. После его гибели в авиакатастрофе работы возглавил В.Якимук. За основу была взята конструкция P-6. Основное отличие заключалось в установке более мощного двигателя Бристоль "Меркьюри". В феврале 1931 года началась постройка первых 3 опытных образцов. В августе 1931 года прототип P-11/I впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель Б.Орлинский). Второй проттотип P-11/II в 1932 году демонстрировался на авиационной выставке в Париже. Серийное производство организовано на заводе PZL в Варшаве весной 1933 года. Принят на вооружение ВВС Польши в июле 1934 года.

P-11 был построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана. Конструкция самолёта цельнометаллическая. Крыло типа "чайка". Шасси трёхопорное, неубирающееся, с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения "Меркьюри" с двухлопастным воздушным винтом (на поздних модификациях трёхлопастным). Вооружение состояло из 2 (позднее 4) 7,69-мм пулемётов. Под крылом могли подвешиваться небольшие бомбы.

Существовали следующие модификации:

Производство P-11 в Польше продолжалось (с перерывами) до сентября 1939 года. По лицензии выпускался в Румынии. Всего изготовлено 350 самолётов всех модификаций. К 1939 году P-11 уже устарел морально, но продолжал оставаться основным истребителем польских ВВС. Им было вооружено 12 эскадрилий. С началом Второй мировой войны эти самолёты использовались поляками против немцев. После поражения Польши несколько десятков самолётов было перегнано в Румынию, где они были интернированы.

К моменту нападения Германии на Советский Союз в румынских ВВС насчитывалось 153 исправных P-11. Из-за устарелости они применялись, главным образом, как штурмовики, что определило их значительные потери. Позже уцелевшие самолёты были переданы в ПВО, где эксплуатировались до середины 1942 года. Затем их передали в учебные части. В 1944 году часть из них использовалась в качестве штурмовиков против советских войск. Уцелевшие самолёты затем снова использовались в качестве учебных до конца 1945 года.


Лётно-технические характеристики

Модификация P-11c
Двигатель VIS2
Мощность, л.с. 645
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

10,72
7,55
2,85
Площадь крыла, м2 17,9
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

1147
1630
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

390
250
Максимальная скороподъёмность, м/мин. 870
Дальность полёта максимальная, км 700
Практический потолок, м 8000
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 4х7,69

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 46-47.
  2. Котельников В.Р. Накануне Второй мировой: О польских истребителях. // Крылья Родины. - 2001. - №4. - С. 19-21.
  3. Котельников В.Р. "Пулавчак" - герой сентября 39-го. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №9. - С. 11-17.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz