Разработка истребителя P-11 началась в КБ "Панствове заклады лотниче" (PZL) под руководством З.Пулавского в 1930 году. После его гибели в авиакатастрофе работы возглавил В.Якимук. За основу была взята конструкция P-6. Основное отличие заключалось в установке более мощного двигателя Бристоль "Меркьюри". В феврале 1931 года началась постройка первых 3 опытных образцов. В августе 1931 года прототип P-11/I впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель Б.Орлинский). Второй проттотип P-11/II в 1932 году демонстрировался на авиационной выставке в Париже. Серийное производство организовано на заводе PZL в Варшаве весной 1933 года. Принят на вооружение ВВС Польши в июле 1934 года.
P-11 был построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана. Конструкция самолёта цельнометаллическая. Крыло типа "чайка". Шасси трёхопорное, неубирающееся, с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения "Меркьюри" с двухлопастным воздушным винтом (на поздних модификациях трёхлопастным). Вооружение состояло из 2 (позднее 4) 7,69-мм пулемётов. Под крылом могли подвешиваться небольшие бомбы.
Существовали следующие модификации:
Производство P-11 в Польше продолжалось (с перерывами) до сентября 1939 года. По лицензии выпускался в Румынии. Всего изготовлено 350 самолётов всех модификаций. К 1939 году P-11 уже устарел морально, но продолжал оставаться основным истребителем польских ВВС. Им было вооружено 12 эскадрилий. С началом Второй мировой войны эти самолёты использовались поляками против немцев. После поражения Польши несколько десятков самолётов было перегнано в Румынию, где они были интернированы.
К моменту нападения Германии на Советский Союз в румынских ВВС насчитывалось 153 исправных P-11. Из-за устарелости они применялись, главным образом, как штурмовики, что определило их значительные потери. Позже уцелевшие самолёты были переданы в ПВО, где эксплуатировались до середины 1942 года. Затем их передали в учебные части. В 1944 году часть из них использовалась в качестве штурмовиков против советских войск. Уцелевшие самолёты затем снова использовались в качестве учебных до конца 1945 года.
Модификация | P-11c |
---|---|
Двигатель | VIS2 |
Мощность, л.с. | 645 |
Габариты, м:
размах крыла
|
10,72
7,55 2,85 |
Площадь крыла, м2 | 17,9 |
Масса, кг:
пустого
|
1147
1630 |
Скорость, км/ч:
максимальная
|
390
250 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин. | 870 |
Дальность полёта максимальная, км | 700 |
Практический потолок, м | 8000 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение: | 4х7,69 |