Локхид P-38
P-38L из 94 FS
В 1937 году армейский воздушный корпус армии США объявил
конкурс X-608 на создание двухмоторного высотного перехватчика. В конкурсе
приняли участие фирмы "Боинг", "Валти", "Дуглас", "Кертисс", "Консолидейтед"
и "Локхид". Проект, разрабатываемый в КБ фирмы "Локхид эйркрафт корпорейшн"
под руководством Х.Хиббэрда, получил фирменное обозначение "модель 22-64-01".
Было проработано несколько вариантов проекта и остановились на двухбалочной
схеме с размещением пилота в центральной гондоле. В каждой фюзеляжной балке
размещался новый двигатель Аллисон V-1710C и турбокомпрессор. вооружение
состояло из 20-мм пушки и 4 крупнокалиберных пулемётов. На самолёте впервые
в американском самолётостроении были применены потайная клёпка в стык, носовая
стойка шасси, каплевидный фонарь. Проект "Локхид" был объявлен победителем
конкурса и 23 июня 1937 года фирма получила заказ на изготовление опытного
образца.
Сборка прототипа, получившего обозначение XP-38, началась в июле 1938
года и закончилась в декабре. 27 января 1939 года лётчик-испытатель Б.Кенси
впервые поднял его в небо. 27 апреля был выдан заказ на 13 предсерийных
YP-38 для войсковых испытаний, а 20 сентября - на 66 серийных P-38. Серийное
производство началось в июне 1941 года. Принят на вооружение тоже в июне.
P-38 стал первым боевым самолётом фирмы, пошедшим в серийное производство.
Первоначально самолёт в армии США получил имя собственное "Атланта", но с
модификации P-38D именовался "Лайтнинг".
P-38 представлял собой двухбалочный моноплан с двухкилевым оперением.
Конструкция цельнометаллическая. Крыло прямое, однолонжеронное, трапецевидное
в плане. Механизация крыла состояла из сдвижных щелевых закрылков по всему
размаху и интерцепторов, выполняющих роль воздушных тормозов. Шасси убирающееся,
трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 2 поршневых
V-образзных 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения Аллисон V-1710
с турбокомпрессорами фирмы "Дженерал Электрик" и трёхлопастными воздушными
винтами. Левый и правый двигатели отличались направлением вращения. В состав
вооружения входили: 20-мм пушка Испано, 12,7-мм пулемёты Кольт-Браунинг,
127-мм ракеты HVAR, бомбы.
Существовали следующие модификации:
-
XP-38 ("модель 22-64-01") - прототип. Отличался двигателями V-1710-C9
(V-1710-11/15) с турбокомпрессорами B-1, отсутствием вооружения. Первый
полёт 27 января 1939 года.
-
XP-38A - опытный с гермокабиной. Вооружение отсутствовало. Переоборудован
из P-38-LO. Первый полёт в мае 1942 года.
-
XF-5D-LO - опытный двухместный разведчик. Отличался остеклённой носовой
частью центральной гондолы, 3 фотокамерами K-17. Вооружение состояло из
2 пулемётов. Переоборудован из F-5A-10LO.
-
YP-38 ("модель 122-62-02") - предсерийный. Отличался двигателями V-1710-27/29
с турбокомпрессорами B-2. Вооружение состояло из 20-мм пушки и 4 12,7-мм
пулемётов. Первый полёт 16 сентября 1940 года. До июня 1941 года изготовлено
13 самолётов.
-
P-38-LO "Атланта" ("модель 222-62-02", с 1942 года RP-38) - первый серийный
вариант истребителя. Отличался наличием бронеспинки и лобового бронестекла,
люминисцентным покрытием шкал приборов. Вооружение состояло из 37-мм пушки
и 4 12,7-мм пулемётов. Изготовлено 29 самолётов.
-
P-38 ("модель 322-61-03", "322F") - экспортный вариант P-38 для Франции.
Отличался двигателями V-1710-C15 (V-1710-33) без турбокомпрессора мощностью
1010 л.с., приборами с метрическими шкалами, РУД с противоположным направлением
дачи газа. Предполагалась поставка 667 самолётов. После падения Франции
контракт достался англичанам. 140 самолётов поставлены армии США под
обозначением P-322.
-
P-38D-LO (с 1942 года RP-38D) - доработанный. Отличался кислородной
системой низкого давления, протектированными баками, убираемой посадочной
фарой, системой пуска сигнальных ракет. Выпускался с августа 1941 года.
Изготовлено 38 самолётов.
-
P-38E-LO ("модель 222-62-09", с 1942 года RP-38E) - вариант P-38D с 20-мм
пушкой M1. Отличался улучшенным приборным оборудованием, гидравлической и
электрической системами, радиостанцией SCR-274N. Часть самолётов оснащалась
ПТБ. В 1941 году изготовлено 210 самолётов.
-
F-4-1LO ("модель 222-62-13", с 1942 года RF-4-1LO) - фоторазведчик.
Отличался двигателями V-1710-21/29 мощностью 1150 л.с., 4 фотокамерами
K-17 в носовой части центральной гондолы, 2 ПТБ по 600 л. Вооружение
отсутствовало. Изготовлено 99 самолётов.
-
F-5A-2LO ("модель 222-62-16") - фоторазведчик. Оснащался двигателями
V-1710-21/29. Переоборудован 1 P-38E.
-
P-38F - с двигателями V-1710-49/53. Состав вооружения аналогичен P-38E.
Выпускался с конца 1942 года. Изготовлено 527 самолётов.
-
P-38F-LO ("модель 222-60-09") - первый вариант. Изготовлено 128 самолётов.
-
P-38F-1LO ("модель 222-60-15") - с 2 бомбодержателями под центропланом.
Оснащался радиостанцией SCR-25 или SCR-522. Изготовлено 149 самолётов.
-
P-38F-5LO ("модель 222-60-12") - с 2 сбрасываемыми ПТБ. Отличался
новыми посадочными фарами, БАНО, наличием НЗ для выживания в пустыне.
Изготовлено 100 самолётов.
-
P-38F-13LO - аналог "Лайтнинга" Mk.II для армии США. Изготовлено 28
самолётов.
-
P-38F-15LO - доработанный "Лайтнинг" Mk.II. Отличался боевым закрылком.
Изготовлен 121 самолёт.
-
"Лайтнинг" Mk.II ("модель 222-60-19") - экспортный для Великобритании.
Изготовлен в одном экземпляре. Использовался фирмой для испытаний аппаратуры
постановки дымовых завес и подвески для 2 торпед.
-
F-4A-1LO - фоторазведчик на базе P-38F-1LO. Оборудование аналогично
F-4-1LO. Изготовлено 20 самолтов.
-
P-38G ("модель 222-68-12") - с двигателями V-1710-51/55 (V-1710-F10)
мощностью 1325 л.с. Отличался кислородным оборудованием A-9, радиостанцией
SCR-274N. Выпускался с июня 1942 года. Изготовлено 708 самолётов.
-
P-38G-1LO - первый вариант. Оборудование аналогично P-38F-15LO. Изготовлено
68 самолётов.
-
P-38G-3LO - с турбокомпрессорами B-13. Изготовлено 12 самолётов.
-
P-38G-5LO - с доработанным оборудованием. Изготовлено 68 самолётов.
-
P-38G-10LO - истребитель для эксплуатации в условиях низких температур.
В состав вооружения включены 725-кг бомбы и 114-мм ракеты. Изготовлено
548 самолётов.
-
P-38G-13LO ("модель 222-68-19") - аналог G-3LO для Великобритании. Изготовлено
174 самолёта. Все поступили на вооружении ВВС США.
-
P-38G-15LO - аналог G-5LO для Великобритании. Изготовлено 200 самолётов.
Все поступили на вооружении ВВС США.
-
F-5A-1LO ("модель 222-68-16") - фоторазведчик на базе G-1LO. Изготовлено
20 самолётов.
-
F-5A-3LO - фоторазведчик на базе G-3LO. Изготовлено 20 самолётов.
-
F-5A-10LO - фоторазведчик на базе G-10LO. Изготовлено 140 самолётов.
-
P-38H ("модель 222-81-20") - с двигателями V-1710-89/91 мощностью 1425 л.с.
Отличался пушкой M2C, подкрыльевыми держателями для 725-кг бомб. Выпускался
с мая 1943 года.
-
P-38H-1LO - первый вариант. Оборудование аналогично P-38G-10LO. Изготовлено
226 самолётов.
-
P-38H-5LO - с турбокомпрессорами B-33. Изготовлено 375 самолётов.
-
P-38J ("модель 422-81-14", с 1948 года F-38J) - с новыми мотогондолами
м промежуточными охладителями воздуха. Оснащался двигателями V-1710-89/91
(мощность на чрезвычайном режиме возросла до 1600 л.с.). Выпускался с
августа 1943 года. Изготовлено 2970 самолётов.
-
P-38J-1LO - предсерийный. Изготовлено 10 самолётов для войсковых испытаний.
-
P-38J-5LO - с дополнительными топливными баками ао 509 л в передних
кромках крыла. Изготовлено 210 самолётов.
-
P-38J-5LO - с пулестойким лобовым стеклом. Изготовлено 790 самолётов.
-
P-38J-15LO ("модель 422-81-22") - с доработанной электросистемой.
Изготовлено 1400 самолётов.
-
P-38J-20LO - с доработанным оборудованием. Изготовлено 350 самолётов.
-
P-38J-25LO ("модель 422-81-23") - с аэродинамическими тормозами и
бустером в канале управления по крену. Изготовлено 210 самолётов.
-
TP-38J - учебный. Отличался двухместной кабиной. Часть самолётов оснащались
контейнерами с РЛС AN/APS-4. Переоборудовано несколько самолётов.
-
F-5B-1LO - фоторазведчик. Отличался автопилотом "Сперри". Оборудование
аналогично F-5A-10LO. Изготовлено 200 самолётов. 4 самолёта применялись
в американском флоте под обозначением FO-1.
-
F-5C-1LO - разведчик. Отличался автопилотом расположением фотокамер.
Переоборудовано 123 истребителя P-38J.
-
F-5E-2LO - разведчик. Переоборудовано 200 истребителей P-38J-15LO.
-
F-5E-3LO - разведчик. Переоборудовано 205 истребителей P-38J-25LO.
-
F-5F-LO - разведчик. Отличался новыми фотокамерами. Переоборудован 1
F-5B-1LO.
-
P-38K-1LO - с двигателями V-1710-75/77 мощностью 1425 л.с. Отличался
мотогондолами по типу P-38J, винтами с широкими лопастями. Переоборудован
1 P-38G-10LO.
-
P-38L (с 1948 года F-38L) - с двигателями V-1710-111/113 мощностью 1475
л.с. Фирмой "Локхид" изготовлено 3810 самолётов, фирмой "Конвэр" - 113.
-
P-38L-1LO - первый серийный вариант. Оборудование аналогично J-25LO.
Изготовлено 1290 самолётов.
-
P-38L-5LO - с новым топливным насосом и подкрыльевыми держателями
для 10 127-мм ракет HVAR. Изготовлено 2520 самолётов.
-
P-38L-5VN - вариант L-5LO, выпускавшийся на заводе "Конвэр" в Нэшвиле.
Изготовлено 113 самолётов.
-
TP-38L-1LO - учебный. Переоборудовано несколько самолётов.
-
F-5F-3LO - фоторазведчик на базе P-38L-5LO. Отличался более вместительным
носовым отсеком.
-
F-5G-6LO - фоторазведчик. Переоборудовались истребители P-38L-5LO
на ремонтном заводе в Далласе.
-
P-38M - двухместный ночной истребитель на базе P-38L-5LO. Отличался
наличием РЛС AN/ASP-6 во внешнем контейнере под носовой частью,
пламегасителями на стволах пушки и пулемётов. Переоборудовано 75
самолётов.
-
"Лайтнинг" Mk.I ("модель 322-61-04", "322B") - экспортный вариант P-38
для Великобритании. Отличался двигателями V-1710-C15 без турбокомпрессора.
Изготовлено 3 самолёта.
-
"модель 822" - палубный (проект). Отличался складными крыльями, тормозным
гаком, усиленной конструкцией.
Выпускался на заводах "Локхид" в Барбэнке, "Консолидейтед-Валти" в
Нэшвилле до сентября 1945 года. Всего изготовлено 9923 самолётов всех
модификаций. Поставлялся в Австралию (3 самолёта), Великобританию (3),
Китай (около 20), Португалию (2). Разведчики F-4 и F-5 состояли на вооружении
"Свободной Франции". P-38 применялся в качестве истребителя, бомбардировщика
и разведчика.
С декабря 1941 года применялся в системе ПВО западного побережья США.
С августа 1942 года использовался на Аляске, в Великобритании и на Новой
Гвинее. 14 августа 1942 года второй лейтенант Э.Сохам на P-38F в паре с
P-40C одержал первую американскую победу над немецким самолётом - сбил
FW.200C-3. С лета 1943 года применялся в Северной Африке, затем на всех
театрах военных действий. На F-5 воевал и погиб известный писатель Антуан
де Сент-Экзюпери. 1 трофейный P-38G в августе 1943 года применяли итальянцы
для перехвата американских бомбардировщиков.
После войны P-38 стали в массовом порядке сдаваться на слом или
продаваться частным лицам. В конце 40-х годов 50 самолётов продано Италии
и 12 Гондурасу. В США снят с вооружения в 1949 году, во Франции - в 1952
году. В настоящее время P-38L является экспонатом музея ВВС в Дайтоне
(штат Огайо), P-38M выставлен в музее истребительной авиации Чэмплина в
Мезе (штат Аризона), P-38J-10LO хранится на ремонтном заводе Гарбера в
Сьюэтленде (штат Мэриленд). Несколько экземпляров сохраняются в лётном
состоянии.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
P-38J |
Двигатели |
V-1710-89/91 |
Мощность на чрезвычайном режиме, л.с. |
2х1600 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
15,89
11,54
3,0 |
Площадь крыла, м2 |
30,47 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
5620
9216 |
Скорость максимальная, км/ч |
643 |
Время подъёма на высоту 6100 м, мин. |
6,5 |
Дальность полёта, км:
нормальная
максимальная с ПТБ |
560
3840 |
Практический потолок, м |
12200 |
Экипаж, чел. |
1 |
Вооружение: |
1x20
4x12,7 |
Список использованных источников
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 14-15.
- Истребители США. Ч. 1 // Авиационный сборник №13. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1996. - С. 48-62.
- Кондратьев В.П. Последний полёт Экзюпери // Моделист-конструктор. - 1989. - №2. - С. 9-12.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 213-214.