Локхид P-38


P-38L
P-38L из 94 FS

В 1937 году армейский воздушный корпус армии США объявил конкурс X-608 на создание двухмоторного высотного перехватчика. В конкурсе приняли участие фирмы "Боинг", "Валти", "Дуглас", "Кертисс", "Консолидейтед" и "Локхид". Проект, разрабатываемый в КБ фирмы "Локхид эйркрафт корпорейшн" под руководством Х.Хиббэрда, получил фирменное обозначение "модель 22-64-01". Было проработано несколько вариантов проекта и остановились на двухбалочной схеме с размещением пилота в центральной гондоле. В каждой фюзеляжной балке размещался новый двигатель Аллисон V-1710C и турбокомпрессор. вооружение состояло из 20-мм пушки и 4 крупнокалиберных пулемётов. На самолёте впервые в американском самолётостроении были применены потайная клёпка в стык, носовая стойка шасси, каплевидный фонарь. Проект "Локхид" был объявлен победителем конкурса и 23 июня 1937 года фирма получила заказ на изготовление опытного образца.

Сборка прототипа, получившего обозначение XP-38, началась в июле 1938 года и закончилась в декабре. 27 января 1939 года лётчик-испытатель Б.Кенси впервые поднял его в небо. 27 апреля был выдан заказ на 13 предсерийных YP-38 для войсковых испытаний, а 20 сентября - на 66 серийных P-38. Серийное производство началось в июне 1941 года. Принят на вооружение тоже в июне. P-38 стал первым боевым самолётом фирмы, пошедшим в серийное производство. Первоначально самолёт в армии США получил имя собственное "Атланта", но с модификации P-38D именовался "Лайтнинг".

P-38 представлял собой двухбалочный моноплан с двухкилевым оперением. Конструкция цельнометаллическая. Крыло прямое, однолонжеронное, трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из сдвижных щелевых закрылков по всему размаху и интерцепторов, выполняющих роль воздушных тормозов. Шасси убирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образзных 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 с турбокомпрессорами фирмы "Дженерал Электрик" и трёхлопастными воздушными винтами. Левый и правый двигатели отличались направлением вращения. В состав вооружения входили: 20-мм пушка Испано, 12,7-мм пулемёты Кольт-Браунинг, 127-мм ракеты HVAR, бомбы.

Существовали следующие модификации:

Выпускался на заводах "Локхид" в Барбэнке, "Консолидейтед-Валти" в Нэшвилле до сентября 1945 года. Всего изготовлено 9923 самолётов всех модификаций. Поставлялся в Австралию (3 самолёта), Великобританию (3), Китай (около 20), Португалию (2). Разведчики F-4 и F-5 состояли на вооружении "Свободной Франции". P-38 применялся в качестве истребителя, бомбардировщика и разведчика.

С декабря 1941 года применялся в системе ПВО западного побережья США. С августа 1942 года использовался на Аляске, в Великобритании и на Новой Гвинее. 14 августа 1942 года второй лейтенант Э.Сохам на P-38F в паре с P-40C одержал первую американскую победу над немецким самолётом - сбил FW.200C-3. С лета 1943 года применялся в Северной Африке, затем на всех театрах военных действий. На F-5 воевал и погиб известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери. 1 трофейный P-38G в августе 1943 года применяли итальянцы для перехвата американских бомбардировщиков.

После войны P-38 стали в массовом порядке сдаваться на слом или продаваться частным лицам. В конце 40-х годов 50 самолётов продано Италии и 12 Гондурасу. В США снят с вооружения в 1949 году, во Франции - в 1952 году. В настоящее время P-38L является экспонатом музея ВВС в Дайтоне (штат Огайо), P-38M выставлен в музее истребительной авиации Чэмплина в Мезе (штат Аризона), P-38J-10LO хранится на ремонтном заводе Гарбера в Сьюэтленде (штат Мэриленд). Несколько экземпляров сохраняются в лётном состоянии.


Лётно-технические характеристики

Модификация P-38J
Двигатели V-1710-89/91
Мощность на чрезвычайном режиме, л.с. 2х1600
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

15,89
11,54
3,0
Площадь крыла, м2 30,47
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

5620
9216
Скорость максимальная, км/ч 643
Время подъёма на высоту 6100 м, мин. 6,5
Дальность полёта, км:

нормальная
максимальная с ПТБ

560
3840
Практический потолок, м 12200
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 1x20
4x12,7

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 14-15.
  2. Истребители США. Ч. 1 // Авиационный сборник №13. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1996. - С. 48-62.
  3. Кондратьев В.П. Последний полёт Экзюпери // Моделист-конструктор. - 1989. - №2. - С. 9-12.
  4. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 213-214.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz