Белл P-39 "Аэрокобра"
"Аэрокробра" Mk.I Героя Советского Союза Е.А.Кривошщеева
P-39D-2 Героя Советского Союза И.В.Кузнецова
Разработка истребителя "модель 3" на фирме "Белл
эйркрафт корпорейшн" (США) началась в июне 1936 году под руководством
Р.Вуда и Х.Пойера. Особенностью проекта была установка двигателя у
центра масс фюзеляжа с приводом винта через удлинённый вал. Такая
компоновка позволяла улучшить маневренность и позволяла разместить в
носу более мощное вооружение. Первоначально предполагалось разместить
пилота за двигателем, но макет показал, что имеются проблемы с обзором.
Тогда кабину перенесли вперёд. Новый проект получил обозначение "модель
4". 18 мая 1937 года новый макет был представлен армейскому воздушному
корпусу. 7 октября фирма получила заказ на изготовление прототипа,
получившего обозначение XP-39.
Прототип был изготовлен на заводе в Буффало и в разобраном виде
перевезён на автомобиле в Райт-филд. 6 апреля 1938 года лётчик-испытатель
Д.Тейлор впервые поднял его в небо. После первых успешиных полётов
Тейлора был получен заказ на 12 предсерийных YP-39 и 1 высотный YP-39A.
Тем временем первый прототип продули в аэродинамической трубе, после
чего в конструкцию внесли ряд доработок. От высотного варианта отказались
и тринадцатый предсерийный был достроен по типу YP-39. 10 сентября
1939 года фирма "Белл" получила первый заказ на изготовление 80 серийных
истребителей P-39C (первоначальное обозначение P-45).
P-39 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан.
Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трёхлонжеронное, трапецевидное
в плане с закруглёнными законцовками. Механизация крыла состояла из
закрылков типа Фрайз и предкрылков. Шасси убирающееся, трёхопорное с
носовой стойкой. Силовая установка состояла из 12-цилиндрового V-образного
поршневого двигателя жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 различных
модификаций, расположенного за кабиной пилота. Двигатель соединялся
с трёхлопастным (на P-39Q-21-25 - четырёхлопастным) воздушным винтом
валом длиной около 3 м, проходящим под полом кабины. Запас топлива
размещался в крыльевых баках. В левой консоли был также дополнительный
бак на 136 кг топлива. Доступ в кабину осуществлялся через двери
автомобильного типа. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации
и включал: 7,62-мм пулемёты, 12,7-мм пулемёты "Кольт-Браунинг", 20-мм
пушки Испано M1, 37-мм пушки M4.
Существовали следущюие модификации:
-
XP-39 - прототип. Отличался двигателем V-1710-17 мощностью 1150 л.с. с
турбокомпрессором B-5. Вооружение отсутствовало. Первый полёт 6 апреля
1938 года.
-
XP-39B - прототип, доработанный по результатам продувок в аэродинамической
трубе. Отличался формой фонаря, створок ниш шасси, воздухозаборниками
водо- и маслорадиаторов в корне крыла, уменьшенным размахом крыла и
удлинённым фюзеляжем, двигателем V-1710-39 мощностью 1090 л.с., отсутствием
турбокомпрессора. Первый полёт 25 ноября 1939 года.
-
XP-39E ("модель 23", XP-76) - опытный для испытания двигателя Континентал
V-1430-1. Из-за неготовности двигателя установлен V-1710-47 мощностью
1325 л.с. Отличался крылом с ламинарным профилем увеличенного размаха.
Первый полёт 21 февраля 1942 года. Изготовлено 3 самолёта. На его бозе
разработан P-63.
-
YP-39 ("модель 12") - предсерийный. Отличался двигателем V-1710-39,
увеличенным килем. Вооружение состояло из 37-мм пушки, 2 12,7-мм
пулемётов, 2 7,62-мм пулемётов. Изготовлено 13 самолётов.
-
YP-39A - высотный (проект). Отличался двигателем V-1710-31 мощностью
1150 л.с.
-
P-39C ("модель 13", P-45) - первый серийный вариант. Отличался двигателем
V-1710-35 мощностью 1150 л.с. Вооружение состояло из 4 фюзеляжных 7,62-мм
пулемётов. Первый полёт в январе 1939 года. В 1939 году изготовлено 20
самолётов.
-
P-39D ("модель 14") - доработанный. Отличался лобовым бронестеклом,
усиленной бронезащитой, протектированными баками, уменьшенным запасом
топлива, возможностью подвески ПТБ на 330 л. Вооружение состояло из 2
синхронных 12,7-мм пулемётов, 4 крыльевых 7,62-мм пулемётов, 37-мм пушки
M4 (или 20-мм M1). Выпускался с февраля 1941 года. Изготовлено 404 самолёта.
-
P-39D-1 ("модель 14А") - истребитель для СССР. Отличался небольшим зализом
киля. Вооружение состояло из 20-мм пушки, 2 12,7-мм пулемётов, 4 7,62-мм
пулемётов. Изготовлено 336 самолётов.
-
P-39D-2 ("модель 14А") - с двигателем V-1710-63 мощностью 1325 л.с. с
редуктором 2:1. Отличался 37-мм пушкой. Изготовлено 158 самолётов для СССР.
-
P-39D-3, D-4 - штурмовики. Отличались двигателем V-1710-35, бронированными
водо- и маслорадиаторами, 2 фотокамерами в хвостовой части.
-
P-39F ("модель 15B") - вариант P-39D с воздушным винтом "Аэропроп" фирмы
"Аэропродактс". Отличался индивидуальными выхлопными патрубками двигателя
вместо спаренных. Изготовлено 229 самолётов.
-
P-39F-2 - штурмовик. Отличался бронированными водо- и маслорадиаторами,
2 фотокамерами в хвостовой части.
-
TP-39F - учебный. Отличался второй кабиной впереди, двойным управлением,
отсутствием вооружения. Изготовлен 1 самолёт.
-
P-39G ("модель 26") - вариант P-39D-2 с винтом "Аэропроп" (проект).
Разработан в 1941 году.
-
P-39J - с двигателем V-1710-59 мощностью 1100 л.с. Переоборудовано 33
самолёта P-39D.
-
P-39K-1BE ("модель 26A") - с двигателем V-1710-63 и вентом "Аэропроп".
Изготовлено 210 самолётов.
-
P-39L ("модель 26B") - с винтом фирмы "Кертисс". Отличался новым носовым
колесом, возможностью установки пусковых балок для ракет. Изготовлено 250
самолётов.
-
P-39L-2 - фоторазведчик. Пуреоборудовано 11 самолётов.
-
P-39M ("модель 26D") - с двигателем V-1710-67 мощностью 1200 л.с. Выпускался
с ноября 1942 года. Изготовлено 240 самолётов.
-
P-39M-1 - с двигателем V-1710-83 мощностью 1200 л.с.
-
P-39N ("модель 26C, F") - с двигателем V-1710-85 (V-1710-E19) мощностью
1200 л.с. Отличался редуктором, винтом "Аэропроп". Изготовлено 2095 самолётов.
Поставлялся в СССР.
-
P-39N - первый вариант. Изготовлено 500 самолётов.
-
P-39N-1 - с новой компановкой оборудования. Изготовлено 900 самолётов.
-
P-39N-5 - с уменьшенной до 88 кг массой брони. Вместо бронестекла установлен
бронезаголовник. Изготовлено 695 самолётов.
-
P-39Q ("модель 26E") - с 2 фюзеляжными крупнокалиберными пулемётами
вместо 4 7,62-мм крыльенвых. С 1942 года по август 1944 года. Изготовлено
4905 самолётов (самая массовая модификация). В больших количествах
поставлялся в СССР.
-
P-29Q-1BE - с запасом топлива 330 л и бронёй массой 105 кг.
-
P-29Q-5BE - с облегчённым бронированием (88 кг). Запас топлива увеличен
до 421 л.
-
P-29Q-10BE - с массой брони 103 кг и запасом топлива 455 л.
-
P-29Q-15BE - с изменённым составом оборудования.
-
P-29Q-20BE - без подкрыльевых пулемётов.
-
P-29Q-21BE - с 4-лопастным винтом.
-
P-29Q-25BE - экспортный вариант P-29Q-21BE.
-
P-29Q-30BE - с 3-лопастным винтом.
-
RP-39Q (с 1944 года TP-39Q)- учебный. Отличался двумя кабинами, развитым
зализом киля, подфюзеляжным гребнем.
-
"Аэрокобра" Mk.I ("модель 14", "Карибу" Mk.I) - экспортный вариант P-39D
для Великобритании. Отличался двигателем V-1710-E4 (V-1710-35), крыльевыми
пулемётами калибра 7,7 мм, 20-мм пушкой. В 1940-1941 годах изготовлено 675
самолётов. Около 200 самолётов остались в США, где эксплуатировались
под обозначением P-400. 212 самолётов направлено в СССР (прибыло 162).
-
"Кобра II" - гоночный. Отличался двигателем V-1710-135 мощностью 2000
л.с. Построен в 1946 году. На нём достигнута скорость 664,64 км/ч.
-
XFL-1 "Аэробонита" - палубный истребитель (опытный). Отличается подкрыльевыми
радиаторами, шасси с хвостовым колесом, посадочным гаком, укороченным
фюзеляжем, формой киля. Первый полёт 13 мая 1940 года.
-
XTDL-1 (F2L-1K) - летающая мишень. В 1945 году переоборудовано 2 P-39Q
для флота США.
Истребитель P-39 начал поступать на вооружение армии США в 1940 году.
Начавшаяся в Европе Вторая мировая война потребовала большого количества
самолётов. Для их производства фирме "Белл" в 1940 году был передан
правительственный авиазавод в г. Ниагара Фоллз. Кроме того фирма на свои
деньги приобрела ещё один завод в Буффало. В самом начале войны 200
самолётов заказала Франция, но получить их не успела. В 1941 году "Аэрокобры"
начали поступать в Великобританию, но там они не прижились, т.к. обладали
малой высотностью, в то время как английским лётчикам приходилось вести
бои на высоте около 5000 м. Часть самолётов напраили в колонии, часть -
в Советский Союз. 165 самолётов получила "Свободная Франция". После
подписания перемирия в 1943 году P-39 стала получать Италия.
После доработки и устранения недостатков P-39 начали поступать на
вооружение советских истребительных полков. На советско-германском фронте
воздушные бои велись преимущественно на малых высотах. "Аэрокобры" хорошо
себя зарекомендовали при сопровождении штурмовиков, в борьбе с пикирующими
бомбардировщиками и нанесении ударов по наземным целям. На P-39N (бортовой
№100) с весны 1943 года воевал выдающийся советский ас трижды Герой
Советского Союза А.И.Покрышкин. На этом самолёте он одержал 48 из своих
59 побед.
Производство P-39 продолжалось до августа 1944 года. Всего изготовлено
9558 самолётов различных модификаций. Из них 4924 были поставлены в СССР.
Специально для Красной Армии был фирмой "Белл" разработан модернизированный
истребитель P-63 "Кингкобра". P-39 находился на вооружении в США до апреля
1944 гоа, Италии - до июня 1945 года, Франции - до 1947 года. В СССР отдельные
самолёты эксплуатировались до 1953 года. В настоящее время P-39Q является
экспонатом музея ВВС в Дайтоне (штат Огайо).
На P-39 совешили тараны: Авдеев А.Ф.,
Берёзкин В.А., Глинка Б.Б.,
Гучек П.И., Дольников Г.У.,
Климов Н.Н., Кривошеев Е.А.,
Кудряшов Н.И., Кузнецов И.В.,
Лавриненков В.Д., Михалёв В.П.,
Никитин В., Фомин С.Д.,
Шматко И.Л.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
P-39D-2 |
P-39Q-5 |
Двигатель |
V-1710-35 |
V-1710-85 |
Мощность, л.с. |
1150 |
1200 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
10,37
9,22
3,60 |
10,37
9,20
3,78 |
Площадь крыла, м2 |
19,81 |
19,81 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
2480
3561
3722 |
2568
3458
3778 |
Запас топлива, л. |
455 |
421 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
на высоте |
522
545 |
528
602 |
Время набора высоты 6100 м, мин. |
15,0 |
8,5 |
Дальность полёта максимальная, км:
без ПТБ
с ПТБ |
960
1760 |
840
1720 |
Потолок, м |
9790 |
10700 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Вооружение: |
1x37
2x12,7
4x7,62 |
1x20
4x12,7 |
Список использованных источников
- Бакурский В.А. Истребитель P-39 "Аэрокобра". - М.: "Прометей", 1990.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 2. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 2-3.
- Истребители США. Ч. 1 // Авиационный сборник №13. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1996. - С. 63-75.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 147-148.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 37.