Пе-2
Пе-2 из 12 гвбап КБФ (зима 1943 г.)
В августе 1938 года в ОКБ-29 НКВД в бригаде В.М.Петлякова
началось проектирование высотного истребителя "100" (СТО, ВИ-100). Для
самолёта была выбрана аэродинамическая схема свободнонесущего моноплана
с гладкой обшивкой и двухкилевым оперением. Новинкой было применение двухместной
гермокабины (конструктор М.Н.Петров), турбонагнетателей, широкое применение
электромеханизмов (конструкторы А.А.Енгибарян и И.М.Склянский). Предусматривалось
достаточно мощное вооружение: 2 пушки ШВАК, 2 пулемёта ШКАС, 2 кассеты
трёхдюймовых артиллерийских снарядов (по 24 в каждой). Сроки для проектирования
были установлены жёсткие. Так как гермокабину и турбонагнетатели к сроку
готовы не были, самолёт срочно перекомпоновали. Для сохранения центровки
второго члена экипажа перенесли к задней кромке крыла. В таком виде макет
ВИ-100 7 мая 1939 года был представлен комиссии. После одобрения проекта
началось изготовление чертежей. Осенью 1939 года на заводе №156 изготовлен
первый прототип. 22 декабря лётчик-испытатель П.М.Стефановский впервые
поднял его в небо. Весной 1940 года завершено изготовление второго прототипа.
Его без проведения заводских испытаний передали в НИИ ВВС.
Но объективная оценка состояния авиации потенциальных противников показала,
что в ближайшие годы не следует опасаться массового применения высотных
бомбардировщиков, поэтому отпала острая необходимость и высотного истребителя.
В мае 1940 года Петлякову было дано указание переделать ВИ-100 в пикирующий
бомбардировщик ПБ-100. Экипаж самолёта был увеличен до 3 человек. Неподвижное
направленное вперёд вооружение должно было состоять либо из 4 пулемётов,
либо из 2 пушек и 2 пулемётов. Нормальня бомбовая нагрузка в 600 кг должна
была размещаться в центроплане. Ещё 400 кг бомб можно было подвешивать
снаружи. Первоначально предполагалось оставить на самолёте и гермокабины
(теперь их должно было быть две), и турбонагнетатели, стрелок должен был
получить дистанционно управляемую подвижную стрелковую установку, но командование
ВВС с неодобрение отнеслось к избыточной сложности проекта и все новшества
остались на бумаге. На испытаниях прототип показал высокие лётные характеристики.
1 мая 1940 года прототип впервые был продемонстрирован публике во время
воздушного парада над Красной площадью в Москве. Испытания ПБ-100 завершились
10 мая. 23 июня было принято решение о запуске самолёта в серийное производство
на заводах №22 и №39 в Москве. Внедрением самолёта в серию занимался А.И.Путилов.
В декабре 1940 года самолёт получил обозначение Пе-2. 15 декабря лётчик-испытатель
Н.Фёдоров поднял в небо головной самолёт первой серии. Весной 1941 года
серийные Пе-2 начали поступать в строевые части. До начала войны успели
выпустить 458 самолётов.
Пе-2 построен по аэродинамической схеме свододнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая (в 1941-1942 годах выпускались самолёты
с деревянной хвостовой частью). Фюзеляж типа полумонокок (с редким силовым
набором, почти монокок). Крыло двухлонжеронное, трапецевидное в плане.
Механизация крыла состояла из закрылков типа "Шренк" и элеронов. Оперение
двухкилевое. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее
время могло устанавливаться лыжное шасси. Под консолями крыла установлены
аэродинамические тормоза (решётки из стальных труб). Силовая установка
состояла из 2 поршневых V-образных 12-цилиндровых редукторных двигателей
жидкостного охлаждения М-105Р конструкции В.Я.Климова с трёхлопастными
металлическими винтами изменяемого шага ВИШ-61Б. Водорадиаторы размещались
в крыле по обе стороны от каждого двигателя. Маслорадиаторы размещались
непосредственно под двигателями. Топливо размещалось в 5-9 (в зависимости
от модификации) протектированных баках. Самолёт мог брать на борт до 1000
кг бомб различных типов калибром до 500 кг. Экипаж размещался в двух кабинах:
лётчик и штурман в передней, стрелок - в задней. Бомбовая нагрузка размещалась
в бомбоотсеке (600 кг) в центральной части фюзеляжа, в небольших отсеках
в задней части мотогондол (по 100 кг) и на внешней подвеске под крылом.
Мелкие бомбы размещались в кассетах. При пикировании можно было сбрасывать
бомбы только на внешней подвеске (при этом вся бомбовая нагрузка размещалась
на наружных бомбодержателях). Под крылом могли установливаться направляющие
для реактивных снарядов РС-132. Оборонительное вооружение состояло из 2
неподвижных пулемётов ШКАС (позже один заменён на УБК) у пилота, 1 ограниченно
подвижного ШКАС (позже УБК) в шкворневой турели, 2 пулемёта ШКАС у стрелка
(один в полу, один перекидываемый с борта на борт). Начиная с 179 серии
устанавливался держатель ДАГ-10 для 10 гранат АГ-2.
Существовали следующие модификации:
-
"100" (ВИ-100) - первый прототип. Отличался двигателями М-105 с турбокомпрессорами
ТК-2 и винтами ВИШ-42, 2 гермокабинами. Изготовлен осенью 1939 год. Первый
полёт 22 декабря 1939 года.
-
"Дублёр" - второй прототип. Изготовлен весной 1940 года.
-
Пе-2 - серийный пикирующий бомбардировщик. Первый полёт 15 декабря 1940
года. Выпускался с декабря 1940 по июнь 1945 года.
-
Пе-2 сер.22 - с двигателем М-105РА.
-
Пе-2 сер.87 - с турельной установкой ФТ ("Фронтовое требование"). Отличался
усиленной бронёй, отсутствием тормозных решёток. Выпускался с июня 1942
года на заводе №22.
-
Пе-2 сер.105 - с радиополукомпасом РПК-10.
-
Пе-2 сер.110 (Пе-2ФТ) - с верхней стрелковой установкой ВУБ-1 конструкции
И.И.Торопова.
-
Пе-2 сер.179 - с двигателем М-105ПФ. Выпускался с начала 1943 года.
-
Пе-2 сер.265 - с радиостанцией РСБ-3бис.
-
Пе-2 сер 275 - с гранатомётом ДАГ-10 в хвостовой части.
-
Пе-2 - разведчик. Отличался двигателями М-105РА, фотооборудованием, дополнительными
топливными баками (или ПТБ), отсутствием тормозных решёток, более тщательной
отделкой. В августе 1941 - июне 1945 года на заводе №22 изготовлено около
800 самолётов.
-
Пе-2 - опытный с прожектором в носовой части. Изготовлен в июле 1941 года
на заводе №22.
-
Пе-2 - опытный для испытания РЛС "Гнейс-2". В январе 1942 года переоборудован
1 серийный Пе-2.
-
Пе-2 - опытный со стрелковой установкой МВ-3. Изготовлен в 1942 году.
-
Пе-2 - опытный с ВРД РУ-1. Разработал под руководством В.П.Глушко. Изготовлен
в марте 1943 года.
-
Пе-2 - опытный с двигателями М-1. Изготовлен в ноябре 1943 года.
-
Пе-2-М-82 (Пе-4) - с двигателями воздушного охлаждения М-82. Во второй
половине 1943 года изготовлено 32 самолёта. Применялся в качестве разведчика.
-
Пе-2 "Параван" - самолёт преодоления аэростатных заграждений (опытный).
Отличался 5-метровой трёхгранной острой пирамидой в носовой части.
-
Пе-2А - с кабиной типа ФЗ (опытный). Отличался конструкцией рулей. Разработан
в 1943 году под руководством В.М.Мясищева. Изготовлен в сентябре 1943 года.
Позже переоборудован в дублёр Пе-2Б.
-
Пе-2Б - доработанный (опытный). Отличался двигателями ВК-105ПФ, улучшенной
аэродинамикой, люком стрелка-радиста, открывающимся наружу, аварийной системой
уборки тормозных решёток. Вооружение состояло из 3 пулемётов УБТ и 1 пулемёта
ШКАС. Разработан в 1943 году под руководством В.М.Мясищева.
-
Пе-2В - среднеплан с улучшенной аэродинамикой (проект). Отличался двигателями
ВК-105ПФ, увеличенным бомбоотсеком. Разработан в 1943 году под руководством
В.М.Мясищева.
-
Пе-2ВБ - высотный бомбардировщик (проект). В 1941 году построен макет.
-
Пе-2ВИ (ВМ 2М-105ТК) - высотный истребитель (проект). Отличался гермокабиной,
двигателя с иурбокомпрессорами, батареей из 2 пушек ШВАК и 2 пулемётов
ШКАС на месте бомбоотсека, хвостовой дистанционной установкой ДЭУ с пулемётом
ШКАС. В 1941 году построен макет.
-
Пе-2ВИ (второй с таким названием) - одноместный высотный истребитель (опытный).
Отличался двигателями М-105ПД (на втором экземпляре М-82НВ), гермокабиной,
дистанционной оборонительной установкой ДЭУ-1 с пулемётом УБК. Разработан
под руководством А.И.Путилова. Весной 1943 года изготовлено 2 самолёта.
-
Пе-2ВР - высотный разведчик (проект). Разработан в 1941 году.
-
Пе-2Д (Пе-6) - модернизированный (проект). Отличался двигателями ВК-107А.
Бомбовая нагрузка увеличена до 1500 кг. Изготовление не завершено.
-
Пе-2И - тяжёлый истребитель (опытный). Отличался 2 пушками ШВАК на месте
бомбоотсека, дополнительным топливным баком на 240 л. в кабине стрелка,
2 ПТБ по 180 л. под центропланом. Разработан в инициативном порядке на
заводе №22 в августе 1941 года.
-
Пе-2И (второй с таким названием) - модернизированный пикирующий бомбардировщик.
Отличался двигателями ВК-107А с винтами ВИШ-107ТЛ5, среднепланной схемой,
новым носком консолей крыла, увеличенным бомбоотсеком. Экипаж сокращён
до 2 человек. Бомбовая нагрузка увеличена до 2000 кг. Вооружение состояло
из 2 пулемётов УБ и 2 держателей гранат ДАГ-10. Разработан под руководством
Л.Л.Селякова (общее руководство осуществлял В.М.Мясищев). В 1944 году изготовлено
5 самолётов.
-
Пе-2К - промежуточный вариант между серийным Пе-2 и Пе-2И.
-
Пе-2М - с расширенным фюзеляжем для внутренней подвески ФАБ-500. Отличался
двигателями с турбокомпрессорами. Первый полёт 16 октября 1941 года.
-
Пе-2М (второй с таким названием) - скоростной бомбардировщик. Отличался
двигателями ВК-107А. Вооружение состояло из 3 пушек УБ-20. Весной 1945
года изготовлено 4 самолёта.
-
Пе-2Р - дневной разведчик (проект). Отличался фотооборудованием, двигателями
ВК-105ПФ, дополнительными топливными баками. Вооружение состояло из 3 пулемётов
УБ. Разработан в 1943 году.
-
Пе-2Р - разведчик (проект). Отличался двигателями ВК-107А. Вооружение состояло
из 3 пушек Б-20. Разработан в 1945 году.
-
Пе-2РД - опытный с ЖРД РД-1 (позже РД-1ХЗ). Изготовлен в 1943 году.
-
Пе-2Ф - опытный с двигателями М-105Ф с турбокомпрессорами ТК-2Ф. Отличался
удлинённым физеляжем с увеличенным бомбоотсеком. Разработан в 1941 году.
Изготовлен в одном экземпляре.
-
Пе-2ФЗ - с новой кабиной штурмана ("Фронтовое задание").
-
Пе-2Ш - штурмовик (опытный). Отличался батареей из 2 пушек ШВАК и пулемёта
УБ под фюзеляжем. Изготовлен в 1941 году.
-
Пе-2Ш - опытный штурмовик. Отличался убираемой батареей под фюзеляжем из
2 ШВАК и 2 ШКАС.
-
Пе-3 - тяжёлый истребитель. Отличался 3 дополнительными топливными баками
в фюзеляже, отсутствием тормозных решёток и остекления снизу носовой части
фюзеляжа. Экипаж сокращён до 2 человек. Вооружение состояло из 2 пулемётов
БК и 3 пулемётов ШКАС. Мог нести 400 кг (700 кг в перегрузочном варианте)
бомб на внешней подвеске. В августе-октябре 1941 года на заводе №39 изготовлено
196 самолётов. В апреле 1942 года в Иркутске собрано ещё 11 самолётов.
-
Пе-3 - истребитель завода №22. Вооружение состояло из пушки ШВАК под фюзеляжем,
носового пулемёта УБК, 2 гранатомётов ДАГ-10 в хвостовой части. В начале
1944 года изготовлено 19 самолётов.
-
Пе-3бис - доработанный истребитель (опытный). Отличался автоматическими
предкрылками, укороченным фонарём кабины со шторками на всех стёклах, вместо
заполнения топливных баков азотом применена система заполнения охлаждёнными
выхлопными газами. Вооружение состояло из пушки ШВАК, 2 пулемётов УБК и
1 пулемёта УБТ. Изготовлен в сентябре 1941 года на заводе №39.
-
Пе-3бис (второй с таким названием) - модернизированный истребитель. Отличался
размещением 2 пулемётов УБК на месте бомбоотсека, верхней стрелковой установкой
ВУБ-1 с пулемётом УБК, усиленным бронирование экипажа, наличием противооблединительной
системы и фотооборудования. В носовой части фюзеляжа установлена пушка
ШВАК. Разработан в конце 1941 - начале 1942 года в Иркутске. В апреле-декабре
1942 года на эвакуированном в Иркутск заводе №39 изготовлен 121 самолёт.
В начале 1943 года изготовлено 13 самолётов в варианте разведчика.
-
Пе-3М - модернизированный истребитель (опытный). Отличался двигателями
ВК-105ПФ. Бомбовая нагрузка увеличена до 700 кг. Вооружение состояло из
2 пушек ШВАК, 3 пулемётов БС и 20 гранат ДГ-2.
-
Пе-3Р (Пе-3Ф) - разведчик на базе Пе-3. Отличался фотокамерами в хвостовой
части фюзеляжа.
-
Пе-4А - с двигателями воздушного охлаждения М-82Ф (проект). Отличался фонарём
с турелью ФЗ, увеличенным бомбоотсеком. Разработан в 1943 году под руководством
В.М.Мясищева.
-
УПе-2 (Пе-2УТ) - учебно-тренировочный. Отличался 2 кабинами лётчиков (одна
за другой) с двойным управлением, двигателями ВК-105ПФ, отсутствием фюзеляжного
топливного бака №1 и верхней стрелковой установки. Вооружение состояло
из 2 пулемётов УБ и 2 пулемётов ШКАС. С осени 1942 до декабря 1945 года
на заводе №22 изготовлен 671 самолёт.
Пе-2 был для своего времени большим шагом вперёд в отечественном самолётостроении
по своей конструкции, технологии и особенно по оборудованию.
Пе-2 серийно выпускался на 4 заводах: №22, №39, №124, №125. После эвакуации
в октябре 1941 года в Казань завода №22 там был создан целый комплекс заводов
по производству Пе-2. До декабря 1945 года изготовлено 11247 самолётов
Пе-2 и Пе-3 всех модификаций. Во время Великой Отечественной войны Пе-2
был самым массовым советским бомбардировщиком. В ходе производства самолёт
постоянно модернизировался. После гибели 12 января 1942 года в авиакатастрофе
В.М.Петлякова работы по самолёту возглавил А.М.Изаксон. В апреле его сменил
А.И.Путилов. С июня 1943 года разработкой модификаций Пе-2 занимался В.М.Мясищев.
В боевых условиях впервые применён 22
июня 1941 года, когда группа из 17 самолётов 5 бап разбомбила Галацкий
мост через реку Прут. Позже он участвовал в сражениях на всех фронтах в
сухопутной и морской авиации в качестве бомбардировщика, тяжёлого истребителя,
разведчика. После войны снят с вооружения. В полках его заменил более совершенный
бомбардировщик Ту-2. Последние Пе-2 эксплуатировались до 1948 года.
Весной 1944 года был сформирован 1-й польский авиакорпус, в состав которого
вошли 3 полка, вооружённых Пе-2. Боеготовности они достигли только к концу
мая 1945 года, поэтому в боях участия не принимали. После войны Пе-2 эксплуатировались
в польских ВВС до 1951 года. Так же в послевоенное время Пе-2 находились
на вооружении ВВС Болгарии, Китая, Чехословакии, Югославии. Самолётами
Пе-2 и УПе-2 весной 1945 года был укомплектован формирующийся французский
2 бап "Бретань", но окончание боевых действий не позволило французам принять
в них участие. 7 трофейных самолётов Германия продала Финляндии. Ещё один
достался финам после вынужденной посадки. Все они эксплуатировались в финских
ВВС, в основном, как разведчики. Последний из них летал до 1946 года.
На Пе-2 совешил таран Линчевский А.А.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
Пе-2 |
Двигатели |
М-105Р |
Мощность, л.с.: |
2х1100 |
Габариты, м:
длина
размах крыла
высота |
12,6
17,6
4,0 |
Площадь крыла, м3 |
40,5 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
5863
7536 |
Запас топлива, л |
1000 (1484) |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
на высоте 5000 м |
452
540 |
Дальность полёта, км |
1200 |
Потолок, м |
8800 |
Время набора высоты 5000 м, мин. |
9,3 |
Экипаж, чел |
3 |
Бомбовая нагрузка, кг:
нормальная
максимальная |
600
1000 |
Оборонительное вооружение |
5 ШКАС |
Список использованных источников
- Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 4. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 6-7.
- Колесников П. Самолёты Великой Отечественной. Фронтовые бомбардировщики // Крылья Родины. - 1984. - №5. - С. 22-24.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 31.
- Котельников В.Р., Лейко О.Ю. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. - М.: МАИ, 1993.
- Котельников В.Р., Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 // Авиация и космонавтика - 2004. - №5-6.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 118.
- Марков А. Бомбардировщик, которого боялись истребители // Моделист-конструктор. - 1986. - №8. - С. 9-13.
- Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. - Часть 1. - М.: М-Хобби, 1999.
- Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. - Часть 2. - М.: М-Хобби, 2000.
- Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 20-21.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 270-271.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 154-165.