Скоростной бомбардировщик SM.79 разработан на фирме "Сосьета Индроволанти Альта Италия" (SIAI, торговая марка "Савойя") в 1934 году под руководством А.Маркетти. Первоначально это был пассажирский самолёт на 8 мест. В 1935 году появился его военный вариант. В качестве силовой установки сначала предполагалось использовать рядные двигатели Изотта-Фраскини XIR, но позже их заменили на звездообразные ФИАТ A.59, затем Пьяджо P.XI RC.40 "Стелла". Гражданский вариант совершил первый полёт 8 октября 1934 года (лётчик-испытатель А.Бакула). Прототип военного впервые поднялся в небо 2 сентября 1935 года. Серийное производство развёрнуто в 1936 году.
SM.79 представлял собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Фюзеляж имел силовую ферму из стальных труб. Обшивка в передней части была металлическая и фанерная, в задней - фанерная и полотняная. Крыло неразъёмное цельнодеревянное. Шасси убирающееся (впервые в Италии), трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Альфа-Ромео 126 RC.34 (часть самолётов оснащалась 135 RC.32) с трёхлопастными винтами переменного шага. Двигатели закрывались капотами NASA. Передний двигатель отделялся от кабины экипажа противопожарной перегородкой. Бомбовая нагрузка состояла из 12 бомб по 100 кг или 5 бомб по 250 кг, размещавшихся вертикально внутри фюзеляжа, или 2 бомб по 500 кг, размещавшихся наклонно. Оборонительное вооружение состояло из 2 12,7-мм пулемётов "Бреда-SAFAT" (один сверху, другой снизу у бомбардира), стрелявших назад, и 1 7,7-мм пулемёта "Льюис", стрелявшего через боковые окна. Направленный вперёд 12,7-мм пулемёт в верхнем "горбе" мог использоваться и как наступательное, и как оборонительное оружие.
Существовали следующие модификации:
Всего в 1934-1944 годах на заводах SIAI и "Аэронаутика Макки" изготовлено 1330 самолётов SM.79 различных модификаций. 100 самолётов поставлено на экспорт в Бразилию, Ирак, Испанию и Югославию. По лицензии выпускался в Румынии. SM.79 стал самым массовым и самым известным бомбардировщиком итальянских ВВС конца 30-х - начала 40-х годов. Из-за своего внешнего вида он получил кличку "Гоббо маледетто" ("Горбун"). В конце 30-х годов на самолёте установлено множество рекордов (как минимум 26) и выигран ряд авиационных гонок.
В боевых условиях.впервые применён в Испании. Именно SM.79 бомбили Гернику 26 апреля 1937 года. Во время Второй мировой войны самолёт впервые применён в июне 1940 года против Франции. Затем он воевал в Алжире, Тунисе, Греции. В апреле 1941 года при акупации Югославии применялся обоими сторонами. Уцелевшин югославские SM.79 позже были переданы Хорватии. Иракские бомбардировщики применялись против англичан в мае 1941 года во время мятежа Рашида-Али. До 1943 года SM.79 использовался итальянцами и румынами на Восточном фронте. Самолёт применялся для бомбардировки, стратегической разведки, торпедных и штурмовых ударов. После капитуляции Италии в 1943 году 34 самолёта воевали на стороне союзников. После войны уцелевшие самолёты до 1952 года применялись в ВВС Италии в качестве транспортных и радиоуправляемых мишеней. В 1950 году 3 самолёта были проданы в Ливан, где эксплуатировались до 1959 года.
В 1944 году румынские SM.79 воевали против немцев. Сняты с вооружения в 1950 году. Дольше всего SM.79 эксплуатировался в Испании - до начала 1960-х годов.
Модификация | |
---|---|
Двигатели | |
Мощность, л.с.: | 3х780 |
Габариты, м:
длина
|
16,2
21,18 4,1 |
Площадь крыла, м3 | 61,2 |
Масса, кг:
пустого
|
7614
11324 |
Запас топлива, кг | 2250 |
Скорость, км/ч:
максимальная
|
430
375 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин. | 335 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
|
1900
3300 |
Потолок, м | 6500 |
Экипаж, чел | 5 |
Бомбовая нагрузка, кг | 1250 |
Пулемётное вооружение | 3х12,7
1х7,7 |