Истребитель-перехватчик Су-15 разработан в ОКБ П.О.Сухого и является дальнейшим развитием сверхзвуковых перехватчиков Су-9 и Су-11. Ещё в конце 50-х годов в ОКБ были разработаны опытные самолёты Т-49 с боковыми воздухозаборниками и мощной РЛС и Т-5 с двумя двигателями Р-11. На основе этого задела в инициативном порядке был спроектирован перехватчик Т-58 с ТРДФ АЛ-7Ф2 и РЛС "Орёл-Д" ("Орёл-2") в заострённой носовой части фюзеляжа. Ведущим конструктором по самолёту был назначен Н.Зырин. Позже выяснилось, что мощности двигателя не достаточно. Было решено заменить его более мощным АЛ-9, но так и не вышел из стадии разработки. Тогда решили установить 2 ТРДФ Р-11Ф-300. Двухмоторный самолёт получил обозначение Т-58Д. 30 мая 1962 года прототип Т-58Д1 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). Испытания продолжались до июня 1964 года. В ходе испытаний несколько полётов выполнил даже сам командующий авиацией ПВО маршал авиации Е.Я.Савицкий. В марте 1965 года самолёт под обозначением Су-15 принят на вооружение Войск ПВО страны. Первый серийный самолёт был изготовлен в Новосибирске в марте 1966 года, а крупносерийное производство освоено в 1967 году. Впервые показан публике летом 1967 года на авиационном празднике в Домодедово. В 1970 году началось производство модернизированного Су-15ТМ.
Су-15ТМ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана с низкорасположенным треугольным крылом и стреловидным оперением. Крыло имеет переменную стреловидность (55° по передней кромке и 45° на концах) и снабжено системой сдува пограничного слоя. Планёр изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов Д16, Д19 и В95. Наиболее нагруженные элементы выполнены из стали 30ХГСА и 30ХГСНА. Кабина пилота гереметизированная с системой кондиционирования воздуха. Катапультное кресло КС-4 (разработка ОКБ Сухого) обеспечивает покидание самолёта во всём диапазоне высот при минимальной скорости 120 км/ч. Шасси трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ Р-13-300 (Р-13Ф-300). Воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа. В носовой части фюзеляжа расположена бортовая РЛС "Тайфун-М". Вооружение состоит из 2 ракет средней дальности Р-98М (Р-98МТ с инфракрасной ГСН и Р-98МР с радиолокационной ГСН), подвешенных на пилонах под крылом. Для ближнего боя на могут применяться 2-4 ракеты Р-60 или пушечные контейнеры УПК-23-250. Допускается подвеска 2 бомб ФАБ-250. Для увеличения дальности полёта предусмотрена подвеска двух ПТБ по 600 л каждый.
Комплекс Су-15-98М, в составе которого входил Су-15ТМ и наземный комплекс наведения "Воздух-1М", был способен перехватывать цели, летящие со скоростью 500-2500 км/ч в диапазоне высот 2000-21000 м. Радар "Тайфун-М" мог обнаруживать цели, летящие на 9000 м выше самолёта, а ракеты Р-98М - поражать цели, летящие на 4000 м выше с передней полусферы и на 6000 м с задней.
Существовали следующие модификации:
В 1966-1980 годах изготовлено около 1400 самолётов Су-15 всех модификаций. В 60-80-х годах самолёты Су-15 составляли основу истребительной авиации ПВО (ими было вооружено 25 полков). Именно на Су-15 были сбиты оба южнокорейских "Боиннга" (20 марта 1978 года и в ночь на 1 сентября 1983 года). Самолёт широко использовался в качестве летающей лаборатории. В ВВС и на экспорт не поставлялся. В начале 70-х годов несколько самолётов с советскими экипажами применялись в Египте. В 1990 году самолёты Су-15ТМ попали под договор об ограничении ВС в Европе и в массовом порядке начали выводится из эксплуатации и уничтожаться. Снят с вооружения в 1991 году.
На Су-15ТМ совешил таран Куляпин В.А.
Модификация | |
---|---|
Двигатели | |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
|
2х4100
2х6700 |
Габариты, м:
размах крыла
|
9,34
21,44 5,0 |
Площадь крыла, м2 | 36,6 |
Масса, кг:
пустого
|
10874
17194 17900 |
Запас топлива, л | 6860 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
|
1300
2230 285 |
Максимально допустимая перегрузка | 5,0 |
Дальность полёта, км:
без ПТБ
|
1380
1780 |
Практический потолок, м | 18100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1000
850 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение:
пушечное |
|
ракетное |
|
бомбовое |
2х250 |