В начале 1936 года был объявлен конкурс на создание массового многоцелевого самолёта под кодовым обозначением "Иванов". Одним из первых к созданию такого самолёта приступили в КОСОС ЦАГИ. Ещё сентябре 1935 года в бригаде №3, возглавляемой главным конструктором П.О.Сухим, начались опытно-конструкторские работы по самолёту, получившему обозначение АНТ-51. Исходным стал проект скоростного разведчика с двигателем М-34ФРН жидкостного охлаждения. Были проведены аэродинамические и центровочные расчёты, испытаны 4 опытных отсека крыла, проработаны вопросы компоновки. С объявлением конкурса работа началась также в коллективах Н.Н.Поликарпова, И.И.Немана, Д.Г.Григоровича и С.А.Кочеригина, С.В.Ильюшина.
Согласно заданию ОКБ А.Н.Туполева поручалась разработка цельнометаллического самолёта. Первоначально проектирование продолжалось под мотор М-34ФРН, но в начале 1937 года проект был переработан под более мощный и надёжный в боевой эксплуатации двигатель воздушного охлаждения М-62. Чтобы сократить габариты самолёта было решено выполнить по возможности более плотную компоновку. Основная целевая нагрузка была размещена под полом кабины, экипаж размещён в сравнительно небольшой общей кабине. Для повышения живучести применены протектированные топливные баки. Конструкция планёра характеризовалась высокой производственной технологичностью (широко применена агрегатная сборка, плазово-шаблонный метод). Впервые в СССР были применены прессованные дюралевые профили открытого типа, высокопрочные алюминиевые сплавы, кислородно-водородная сварка, гибкий текстолит, анкерные самоконтрящиеся гайки, болты-саморезы, экранированная электропроводка, герметически запирающиеся многоконтактные шткпсельные разъёмы, внутрисамолётная звуковая связь.
Первый прототип АНТ-51 СЗ-1 ("Сталинское задание") был построен к лету 1937 года. 25 августа лётчик-испытатель М.М.Громов совершил на нём первый полёт. Испытания двух прототипов продолжались до марта 1938 года и подтвердили заявленнные характеристики, но заказчик выдвинул требование установки более мощного двигателя и увеличения скорости. Летом 1938 года на второй прототип был установлен двигатель М-87АВ и в августе начались его испытания. Из-за потери самолёта в авиакатастрофе (3 августа) пришлось изготовить третий прототип. Лётные характеристики СЗ-3 удовлетворили заказчика и в конце марта 1939 года (ещё до завершения государственных испытаний) вышло постановление Комитета обороны об организации его серийного производства под обозначением ББ-1 на заводах №135 в Харькове и "Саркомбайн" (позже завод №292) в Саратове. 15 февраля 1940 года новый нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин подписал приказ о развёртывании производства ББ-1 уже на трёх заводах: №135, №31 (Таганрог) и №207 (бывший "Дирежаблестрой", ныне Долгопрудный Московской области). Самолёт принят на вооружение в июне 1940 года. Первым их получил сформированный в Харьковском ВО в мае 1940 года 135 ббап (по номеру Харьковского авиазавода).
Су-2 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа монокок с толстой обшивкой. Двухлонжеронное, трапециевидное в плане крыло состояло из центроплана и съёмных консолей. Механизация крыла состояла их элеронов типа "Фрайз" и щитков-закрылков типа "Шренк". Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состоит из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-88 (М-88Б). Кабина экипажа закрытая обтекаемым фонарём со сдвижной средней частью, оснащена двойным управлением (при необходимости штурман мог подменить лётчика, отпала необходимость в специальной учебной модификации). Под приборной доской штурмана размещалась радиостанция РСБ. Под ней устанавливалась фотокамера АФА-13 (НАФА-19). Часть самолётов оснащалась радиополукомпасом РПК-2. Вооружение состояло из 4 неподвижных 7,62-мм пулемётов ШКАС в консолях крыла и 1 ШКАС во вращающейся экранированной турели МВ-5 (МВ-5М, ТСС-1). Ещё один пулемёт мог устанавливаться в нижней люковой установке МВ-2 за кабиной штурмана. Бомбовоя нагрузка располагалась в фюзеляжном бомбоотсеке и на внешней подвеске под крылом.
Существовали следующие модификации:
Су-2 выпускался в 1939-1942 годах на заводах №135 (Харьков, позднее Пермь), №31 и №207. Всего изготовлено 877 самолётов.
К началу войны успели выпустить 413 самолётов Су-2. Ими был полностью оснащён 135 ббап. Ещё 7 полков имели по нескольку таких самолётов. В боевых условиях впервые применён 24 июня 1941 года на Западном фронте, когда самолёты 97 бап начали наносить бомбовые удары по наступающим войскам 2 танковой группы противника.
На Су-2 совешила таран Зеленко Е.И.
Модификация | |
---|---|
Двигатели | М-88Б |
Взлётная мощность, л.с.: | 1100 |
Габариты, м:
длина
|
10,25
14,3 3,94 |
Площадь крыла, м3 | 29 |
Масса, кг:
пустого
|
2954
4310 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
|
378
460 |
Дальность полёта, км | 890 |
Время набора высоты 5000 м, мин. | 12,6 |
Практический потолок, м | 8900 |
Длина разбега, м
пробега, м |
425
454 |
Экипаж, чел | 2 |
Бомбовая нагрузка, кг:
нормальная
|
400
600 |
Пулемётное вооружение | 5 ШКАС |