Разработка модернизированного истребителя Як-1М началась в ОКБ-115 А.С.Яковлева в августе 1942 года. Он был дальнейшим развитием Як-1. Новый самолёт должен был стать истребителем завоевания господства в воздухе. Так как существенно увеличить мощность двигателя возможности не было, то основной задачей стояло улучшение аэродинамики и уменьшение массы конструкции. Снижение массы было достигнуто за счёт уменьшения площади крыла и запаса топлива (пришлось пожертвовать дальностью полёта). Крыло стало разьёмным и по конструкции аналогичным крылу Як-9. Маслорадиатор был перенесён в центроплан. В феврале 1943 года был построен первый прототип Як-1М. Впервые он поднялся в небо 28 февраля. Испытания показали, что скорость у земли увеличилась на 40 км/ч, а на высоте - на 60 км/ч. В сентябре был изготовлен второй прототип, отличавшийся форсированным по наддуву двигателем. Государственные испытания завершились 15 октября, а 26 октября вышел приказ НКАП о начале серийного производства самолёта под обозначением Як-3. Изготовление первого серийного Як-3 на заводе №292 (Саратов) завершено 1 марта 1944 года. В апреле началось производство на Тбилисском авиазаводе №31. Тогда же в апреле самолёт принят на вооружение ВВС. Летом 1944 года 41 Як-3 успешно прошёл войсковые испытания в 91 иап. После этого на новые самолёты стали перевооружать и другие полки.
Як-3 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Первоначально конструкция была смешанной. Крыло имело дюралевые лонжероны, деревянные нервюры (1 и 7 были из дюраля) и фанерную обшивку. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. После войны выпускался цельнометаллический Як-3. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя водяного охлаждения ВК-105ПФ2 конструкции В.Я.Климова с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-105СВ. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Вооружение основного варианта состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 12,7-мм пулемётов УБС (на первый 197 самолётах устанавливался 1 пулемёт). Вооружение Як-3П состояло из 3 пушек Б-20 конструкции М.Е.Березина.
Существовали следующие модификации:
Як-3 стал одним из самых известных самолётов Второй мировой войны. Он был самым лёгким истребителем своего времени в мире. Лётчики, летавшие на нём, высоко оценивали его лётные качества. В воздушных боях он показал значительное превосходство над всеми истребителями противника. Проведённая в конце войны серия учебных боёв с английскими и американскими истребителями показала превосходство и над ними (на малых и средних высотах).
Всего в 1944-1946 годах было изготовлено 4848 (4111 во время войны) самолётов Як-3 всех модификаций. Из них на заводе №292 в Саратове изготовлено 3137 самолётов, на заводе №31 в Тбилиси - 934. Поставлялся в Югославию. На базе поршневого Як-3 был разработан реактивный истребитель Як-15. В конце 40-х годов на основе Як-3 в Югославии были разработаны истребитель S-49 и учебный самолёт "тип 213".
В боевых условиях Як-3 впервые применён во время Львовской наступательной операции в июне 1944 года. За месяц боёв лётчики 91 иап сбили 23 самолёта противника, потеряв 2 истребителя (ещё 3 подбиты огнём зенитной артиллерии). Позже истребители Як-3 участвовали в сражениях в небе Белоруссии, Прибалтики, Польши и Германии. На вооружение оставался до появления первых серийных реактивных истребителей.
Кроме советских лётчиков на Як-3 воевали французы из полка "Нормандия-Неман". После перевооружения на Як-3 они сбили 184 самолёта противника. По окончании войны по решению правительства СССР 41 Як-3 был передан Франции в качестве дара. Они оставались на вооружении полка до 1947 года, после чего были переданы в лётные школы, где эксплуатировались до 1956 года. Один самолёт сохранился до наших дней и экспонируется в парижском музее авиации.
На Як-3 совешили тараны: Антипов Н.М., Ершов А.М., Лорийон П.
Модификация | |
---|---|
Двигатель | |
Взлётная мощность, л.с. | 1240 |
Габариты, м:
размах крыла
|
9,2
8,475 2,9 |
Площадь крыла, м2 | 14,85 |
Масса, кг:
пустого
|
2128
2697 |
Запас топлива, л. | 360 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
|
565
640 144 |
Практический потолок, м | 10400 |
Время набора высоты 5000 м, мин. | 4,1 |
Дальность полёта, км | 850 |
Длина разбега, м
пробега, м |
290
480 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение: | 1х20
2х12,7 |