Даргис Павел Никодимович


Таран совершил 13 августа 1941 года в районе Малосковца Ленинградской области.

Родился 17 марта 1913 года в городе Каунасе (Литва) в семье рабочего. Латыш. Член КПСС с 1939 года. Окончил сельскую школу в городе Шклове (Белоруссия), профтехшколу. Работал электромонтёром на писчебумажной фабрике "Спартак". В 1930 году вступил в комсомол. В РККА с 25 июля 1932 года. Служил красноармейцем в Гомеле. Через год поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф.Мясникова. Служил пилотом в 116-м и 47-м истребительных авиационных полках, инструктором-лётчиком в 163-м резервном авиационном полку, лётчиком 7-го истребительного авиационного полка.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. В одном из боёв сбил Me-109, но сам был ранен и потерял сознание. Его неуправляемый самолёт начал снижаться. В это время на него набросилась пара "мессершмиттов", пытаясь добить. Вражеская очередь разбила стекло, осколки посекли лицо и грудь. От боли Даргис очнулся, взял управление, набрал высоту и сбил второй "мессершмитт". Полсле этого вернулся на аэродром, где его уже посчитали погибшим.

Командир звена 7-го истребительного авиационного полка (5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Северный фронт) лейтенант Даргис П.Н. 13 августа 1941 года вылетел в составе эскадрильи МиГ-3 на отражение налёта вражеской авиации на железнодорожную станцию Молосковец под Ленинградом. На подступах к станции наши лётчики обнаружили два десятка немецких бомбардировщиков. С первой атаки удалось сбить головной "юнкерс". Остальные повернули в сторону. Строй бомбардировщиков нарушился. 6 "юнкерсов", сделав круг, вновь попытались прорваться к станции. В это время Даргис заметил, как с другой стороны к станции приближается ещё 4 "юнкерса". Между двумя крайними вражескими самолётами было значительное расстояние. Даргис нажал на гашетку, но пулемёт, выпустив короткую очередь, замолчал. Тогда Даргис решил таранить. Он направил свой истребитель в просвет между бомбардировщиками и плоскостью срезал хвост одного их них. Тот, потеряв управление, рухнул на землю. Это была пятая воздушная победа Даргиса.

Воевал на Ленинградском фронте, Московском и Северном фронтах ПВО. Был заместителем командира эскадрильи 428-го истребительного авиационного полка, штурманом 565-го истребительного авиационного полка, командиром 28-го истребительного авиационного полка. Всего совершил 160 боевых вылетов, в 63 воздушных боях сбил лично лично 13 и в группе 6 самолётов противника, 7 раз летал на штурмовку. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

После войны продолжал служить в ВВС. Полковник. После увольнения в запас жил в городе Сочи.


Список использованных источников

  1. История СССР. - 1981. - №5. - С. 103-104.
  2. Уральский следопыт. - 198. - №3. - С. 2-4.
  3. "Сталинский сокол" 19.09.1941.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz