Боинг B-29
B-29-45-MO "Энола Гей"
5 февраля 1940 года фирма "Боинг" получила заказ на разработку
"супербомбардировщика" по спецификации R-40B. Аналогичные задания получили
фирмы "Дуглас", "Конвэр" и "Локхид". Навый самолёт должен был превзойти по
своим данным бомбардировщик B-17. На предварительное
проектирование отводилсь 30 дней.
Работа над проектом в фирме "Боин" началась не на пустом месте. В предшествующие
два года был разработан целый ряд проектов дальних бомбардировщиков: "316",
"322", "333", "333A", "333B", "334", "334A". Был проведён большой объём
исследований новых материалов, новых профилей крыла, выполнены продувки
многочисленных моделей в аэродинамических трубах. Основываясь на полученном
опыте, в августе 1939 года конструкторы фирмы под руководством Э.Белла
приступили к созданию проекта "341", который и был представлен на конкурс.
Его отличительными особенностями были: герметичный фюзеляж, применение
потайной клёпки, отсутсвие выступающих за обводы частей, увеличенная нагрука
на крыло (применён новый профиль Боинг-111). В марте-апреле 1940 года на
его основе был создан самолёт "модель 345", в котором были учтены новые
требования военных: увеличена бомбовая нагрузка, усилено оборонительное
вооружение, применены протектированные топливные баки. Увеличение массы
повлекло за собой применение более мощных двигателей.
11 мая проект был представлен на рассмотрение военных. 4 июня после
рассмотрения представленных проектов для дальнейшей работы были выбраны
проекты фирм "Боинг" (получил обозначение XB-29) и "Локхид" (XB-30). Позже
фирма "Локхид" отказалась от дальнейшей работы и её место заняла "Конвэр"
с проектом XB-32. 27 июня фирме "Боинг" были выделены дополнительные средства
на дальнейшую разработку и постройку полноразмерного макета. 24 августа
1940 года был заключён контракт на изготовление двух прототипов XB-29
(14 декабря к ним добавился контракт на третий прототип). В начале апреля
1941 года был готов макет и 4 мая в Сиэтле началось изготовление первого
прототипа. 21 сентября 1942 года экипаж лётчика-испытателя Э.Аллена впервые
поднял XB-29 в воздух. Испытания шли трудно, в катастрофе второго прототипа
погиб Э.Аллен. К испытаниям третьего прототипа были привлечены военные
испытатели Л.Харман и А.Олсон. По результатам испытаний в конструкцию были
вносены сотни изменений. Для серийного производство в Уичито был построен
новый завод. В июле 1943 года начались испытания предсерийных YB-29. В сентябре
был подписан контракт на 250 самолётов B-29. В апреле 1944 года первые из
них начали перебрасываться в Китай на войну с японцами.
B-29 представлял собой цельнометаллический среднеплан с однокилевым оперением.
Фюзеляж типа полумонокок с гладкой несущей обшивкой, конструктивно состоял из 6
отсеков. Крыло прямое, трапецевидное в плане, образовано профилем Боинг-117.
Шасси убирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состояла
из 4 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Райт R-3350 разных
модификаций. Воздушные винты четырёхлопастные (на прототипах устанавливались
трёхлопастные).
Существовали следующие модификации:
-
XB-29 ("модель 345") - прототип. Отличался двигателями R-3350-13 с трёхлопасными
винтами Гамильтон "Стандарт гидроматик". Построено 4 самолёта. Первый полёт
21 сентября 1942 года.
-
XB-29E - опытный для отработки систем вооружения. В 1948 году переоборудован
1 B-29.
-
XB-29G - летающая лаборатория для испытания ТРД. Переоборудован 1 B-29B.
-
XB-29H - опытный для отработки систем вооружения. Переоборудован 1 B-29.
-
XB-39 - опытный с двигателями Аллисон V-3420-11. Переоборудован из первого YB-29.
-
XB-44 - опытный с двигателями Прэтт-Уитни R-4160-33. Переоборудован из B-29A.
Первый полёт в мае 1945 года.
-
YB-29 - предсерийный. Отличался двигателями R-3350-21 с трёхлопастными винтами,
полным комплектом вооружения. Построено 14 самолётов. Первый полёт в июле 1943
года (экипаж А.Олсона).
-
YB-29J
-
YB-29L - опытный для испытаний двигателей R-3350-79 с непосредственным впрыском
топлива и реверсивными винтами C6445-B312. Фирмой "Кэртис-Райт" переоборудовано
5 самолётов.
-
YB-50C (B-54) - модернизированный (проект).
-
YKB-29T - опытный с системой заправки "шланг-конус".
-
B-29 - первый серийный вариант. Отличался двигателями R-3350-23 (-23A, -41,
-57, -57A) с четырёхлопастными винтами. Изготовлен 2181 самолёт.
-
B-29A - с изменённым центропланом. Размах крыла увеличен на 0,3 м. В бомбоотсеке
установлен дополнительный топливный бак. Применялись двигатели R-3350-57 (-57A,
-59). Изготовлено 1119 самолётов.
-
B-29B - с упрощённым составом оборудования и вооружения. Выпускался с февраля
1945 года. Изготовлено 311 самолётов.
-
B-29C - модернизированный. Предполагалось построить 5000 самолётов, но заказ
из-за окончания войны аннулировали.
-
B-29D (B-50) - с двигателями R-4660.
-
B-29F - арктический. Переоборудовано 6 самолётов B-29.
-
B-29L (B-29MR) - с оборудованием дозаправки в воздухе. Переоборудовано 72 B-29.
-
B-29M
-
B-50A (B-290)
-
B-50B
-
B-50D
-
CB-29K - транспортный. В 1949 году переоборудован 1 B-29.
-
DB-29 - самолёт управления мишенями.
-
DB-50D - носитель ракеты Беддл XGAM-63 "Раскал".
-
EB-29 - носитель экспериментальных самолётов с ЖРД. Переоборудовано 2 самолёта.
-
EB-50A, EB-50D - носители сверхзвукового самолёта Белл X-2. Переоборудованы,
соотвественно, в 1953 и 1955 годах.
-
ERB-29
-
F-13 - фоторазведчик на базе B-29. Разработан в 1943 году.
-
F-13A (FB-29, RB-29) - фоторазведчик на базе B-29A. Переоборудовано 117 самолётов.
-
JB-50D - летающая лаборатория.
-
KB-29M - самолёт-заправшик. Отличался дополнительным 2 топливными баками
по 8706 л, установленными в бомбоотсеках, аппаратутой для перекачки топлива,
рабочим местом оператора в хвостовой части фюзеляжа. Переоборудовано 92 B-29
и B-29A.
-
KB-29P - самолёт-заправщик. Переоборудовано 116 самолётов.
-
KB-50D - заправщик на базе B-50D. Оснащался 3 заправочными агрегатами.
Оборонительное вооружение отсутствовало.
-
KB-50J - модернизированный заправщик. Отличался 2 дополнительными ТРД J47-GE23
под консолями крыла на пилонах. Первый полёт в декабре 1957 года.
-
KB-50K - доработанный заправщик.
-
P2B-1S - противолодочный. Переоборудовано 4 самолёта.
-
P2B-2S - противолодочный. Отличался дополнительными топливными баками.
Переоборудовано 2 самолёта.
-
QB-29 - беспилотная мишень.
-
RB-29M - разведчик.
-
RB-50B
-
RB-50E
-
RB-50F
-
RB-50G
-
SB-29 - аварийно-спасательный. Отличался сбрасываемой лодкой A-3 по фюзеляжем,
дополнительными фарами под крылом. Переоборудовано 16 самолётов.
-
SB-29A
-
TB-29 - учебный. Отличался дополнительными креслами в кабине, отсутствием
оборонительного вооружения. В 1951-1957 годах часть TB-29 переоборудованы в
буксировщики мишеней.
-
TB-50A
-
TB-50D - учебный. Отличался кабиной с двйным управлением. Переоборудовано
15 самолётов. Из них 11 оборудовались системой дозаправки в воздухе.
-
TB-50H - учебный. В 1951 году изготовлено 2 самолёта. Позже переоборудованы
в разведчики погоды WB-50H.
-
VB-29 - салон для перевозки высшего командования. В 1949 году
переоборудован 1 B-29.
-
WB-29 - метеоразведчик.
-
WB-50B
-
WB-50D - разведчик погоды на базе B-50D. Отличался специальными локаторами
AN/APN-82 и AN/AMQ-7. В 1955-1959 годах переоборудовано 69 самолётов.
-
WB-50H - разведчик погоды на базе TB-50H. Пезже переоборудованы в заправщики
KB-50K.
-
"Сильверплейн" - носитель ядерного оружия. Переоборудовано 45 самолётов.
-
Ту-4 (Б-4) - советский аналог B-29. В 1947-1952 годах на трёх заводах изготовлено
847 самолётов. Эксплуатировался до начала 60-х годов.
Серийное производство продолжалось до июня 1946 года. Всего изготовлено
3965 самолётов B-29 всех модификаций (из них 668 выпустила фирма "Белл",
536 - "Мартин"). Пик производства был достигнут весной 1945 года, когда
ежедневно выпускалось по 8 самолётов.
Впервые в боевых условиях B-29 применён 5 июня 1944 года при налёте
на Банкгок (участвовало 98 самолётов). 14 июня самолёты B-29 впервые бомбили
территорию Японии. Всего во время войны эти самолёты сбросили на Японию
54917 т. фугасных и 109068 т. зажигательных бомб, поставлено 12000 морских
мин. Именно с B-29 были сброшены атомные бомбы на Хиросиму (6 августа 1945
года) и Нагасаки (9 августа). Всего в боях потеряно 344 самолёта. В 1950-1953
годах бомбардировщики B-29 участвовали в корейской
войне. Всего на КНДР с них было сброшено 167000 т. бомб. Эксплуатация
B-29 в американской армии продолжалась до 1960 ггода. Отслужившие свой
век самолёты в 70-80-х годах использовались в качестве наземных мишеней.
Лётно-технические характеристики
Список использованных источников
- Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 4. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 12-13.
- Колов С. Родной брат "Суперкрепости": B-50 и его модификации // Крылья Родины. - 1999. - №№ 8, 9.
- Мороз С. Равновесие страха // Авиационное обозрение. - Вып. 4. - С. 48-.51.
- Ригмант В.Г. B-29, Ту-4 - стратегические близнецы // Крылья-дайджест. - Вып. 4.
- Ригмант В.Г. Встреча с Америкой // Авиация и космонавтика. - №№ 8/2001, 9/2001.
- Ригмант В.Г. Тяжёлый бомбардировщик B-29 // Авиаколлекция. - 2008. - №1.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 57-58.