Бреге Br.XIX (Br.19)


Br.19
Br.19 республиканских ВВС
Br.19
Br.19 авиации франкистов

Разработка многоцелевого самолёта Br.XIX в КБ фирмы "Сосьете аноним дез ателье д'авиасьён Луи Бреге" началась в 1920 году под руководством М.Вюллерме. Самолёт предназначался для замены Br.XIV. При проектировании большое внимание уделялось технологичности конструкции с расчётом на массовое производство. Впервые для его производства было разработано большое количество специального инструмента и технологической оснастки. Также большое внимание уделялось проблеме быстрой замены различного бортового оборудования. В качестве силовой установки первоналально рассматривались два двигателя, работающие на один винт. Прототип с двумя 8-цилиндровыми двигателями "Бугатти" в ноябре 1921 года экспонировался на VII Салоне аэронавтики. Но из-за проблем с вибрацией от идеи спаренных двигателей отказались и установли 12-цилиндровый V-образный двигатель Рено 12Kb. В марте 1922 года лётчик-испытатель Р.Тьери впервые поднял прототип в небо. По результатам первых полётов (ещё до окончания лётных испытаний) было принято решение о подготовке серийного производства. С самого начала предполагалось строить самолёт в двух вариантах, разведчика и бомбардировщика, с широким выбором типа двигателя.

Лётные испытания продолжались до августа 1922 года. После чего последовал заказ от ВВС на 112 самолётов. В тоже время самолётом заинтересовалась Югославия, для ознакомления которой был передан первый предсерийный Br.XIXB2. В феврале 1923 года первый прототип принял участие в конкурсе военных самолётов в Мадриде. После победы в конкурсе последовал контракт на поставку самолёта в эту страну и продажа лицензии на производство. Серийное производство на заводе в Велизи-Виллакублэ началось осенью 1924 года. Принят на вооружение ВВС Франции в декабре того же года.

Бреге-19 представлял собой цельнометаллический полутораплан. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого двигателя. Тип двигателя зависел от модификации и страны-заказчика: для Франции - Рено 12Kd, Лорен-Дитрих LD12Db, LD12Eb, Фарман 12W; для Бразилии - Рено 12Kb; для Греции - Испано-Сюиза HS12Hb; для Бельгии - HS12Ha; для Польши и Турции - LD12Eb; для Югославии - LD12Db, LD12Eb, GR9Ab. Оборонительное вооружение состояло из 3-4 пулемётов калибра 7,62 или 7,69 мм фирм "Виккерс", "Гочкис", "Льюис", "Мадсен". На варианте A2 устанавливались бомбодержатели для вертикальной подвески в фюзеляже 10 бомб по 10 кг. На B2 дополнительно устанавливались держатели для 8 50-кг бомб (или 32 10-кг бомб) в фюзеляже и крыльевые для 4 бомб по 100 кг (или 2 по 200 кг). Оба варианта несли фотокамеру Гомон F-120 (F-26, F-50) и радиостанцию с двойным управлением.

Существовали следующие модификации:

Br.19 выпускался на заводах "Бреге" в Велизи-Виллакублэ, SABCA в Харене (Бельгия), CASA в Мадриде (Испания), "Икарус" в Земуне, "Державна фабрика авиона" в Кральево (Югославия). Производство во Франции продолжалось до 1932 года, в Бельгии - до 1930 года, в Испании - до октября 1935 года, в Югославии - до ноября 1937 года. Лицензию приобрела также японская фирма "Накадзима", но изготовла всего 4 самолёта. Всего изготовлено около 2000 самолётов. На вооружение ВВС Испании и Югославии принят в 1925 году, Бельгии - в 1927 году. Поставлялся в Аргентину (25 самолётов), Бельгию (6), Боливию (15), Бразилию (5), Великобританию (1), Венесуэлу (12), Грецию (30), Испанию (19 + 26 комплектов деталей), Италию (2), Китай (74), Персию (2), Польшу (250), Румынию (120), Турцию (20), Югославию (100). В 1936 году Польша перепродала 20 самолётам франкистам.

Во Франции в конце 20-х годов Бреге-19 был основным типом разведчика и лёгкого бомбардировщика. С ноября 1931 года состоял на вооружении эскадрилий ночных истребителей. Вскоре начал выводиться во "вторую линию" и к 1936 году полностью исчез. В Бельгии снят с вооружения в 1935 году. В Польше Br.19 в 1936 году начали выводить из строевых частей и к началу 1939 года все списали. В 30-х годах на Бреге-19 лётчиками разных стран был совершён ряд дальних перелётов.

В боевых условиях впервые применён в июле 1925 года во время колонияльной войны в Марокко. В 1926-1929 и 1932 годах применялся в боевых действиях между Боливией и Парагваем. В 1930 году аргентинские Br.19 приняли участие в государственном перевороте. Китайские Br.19 воевали против японцев в Манчжурии в 1931-1932 годах. Во время гражданской войны в Испании применялся обоими сторонами.

К началу Второй мировой войны Бреге-19 остались только в Греции и Югославии. Греческие Br.19 в октябре 1940 года бомбили итальянские колонны на албанской границе. В апреле 1941 года югославские самолёты приняли участие в боях против немцев. Около 40 трофейных самолётов немцы и итальянцы передали хорватам, которые до апреля 1934 года использовали их против партизан. Захваченные бойцами НОАЮ в мае 1942 года Br.19 стали первыми самолётами новых ВВС Югославии. Они эксплуатировались до 1946 года.


Лётно-технические характеристики

Модификация Br.19B2
Двигатель LD12Eb
Мощность, л.с. 450
Габариты, м:

размах верхнего крыла
длина
высота

14,96
9,45
3,39
Площадь крыльев, м2:

верхнего
нижнего

34,7
15,3
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

1377
1997
Скорость максимальная, км/ч 235
Время подъёма на высоту 2000 м, мин. 6,12
Дальность полёта максимальная, км 650
Практический потолок, м 6240
Максимальная бомбовая нагрузка, кг 500
Экипаж, чел. 2
Оборонительное вооружение: 4x7,69

Список использованных источников

  1. Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 85-90.
  2. Котельников В.Р. Путешественник и воин // Авиамастер. - 2001. - №4. - С. 2-14.
  3. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 64.
  4. Самолёты поля боя Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 8. - М.: "Либри", 1995. - С. 22-23.
  5. Самолёты Франции. Ч. 1 // Авиационный сборник №10. / Под. ред. В.А.Бакурского. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1996. - С. 36-43.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz