Хаукер "Фьюри"


''Фьюри'' Mk.II
"Фьюри" Mk.II ВВС Югославии

Истребитель "Фьюри" разработан фирмой "Хаукер Эйркрафт" (Великобритания) под руководством С.Кэмма в соответствии с требованиями спецификации F.13/30. За основу конструкции был взят истребитель "Хорнет", построенный в 1929 году. На самолёте было решено применить новый рядный двигатель Роллс-Ройс F.XI (в серии "Кестрел"), на котором впервые в английском двигателестроении все цилиндры были выполнены в одном блоке. Применение рядного двигателя позволило создать самолёт с весьма чистыми аэродинамическими обводами. Прототип впервые поднялся в небо 25 марта 1931 года (лётчик-испытатель П.Сэйер). Серийоное производство началось в апреле 1931 года на заводах фирм "Хаукер" в Кингстоне и Бруклендсе, "Дженерал Эйркрафт" в Хенворсе. В мае 1931 года самолёт принят на вооружении королевских ВВС.

"Фьюри" представлял собой одностоечный биплан. Фюзеляж цельнометаллический ферменной конструкции. Крылья двухлонжеронные смешанной конструкции. Верхнее крыло оснащалось элеронами. Крылья соединялись между собой N-образными стойками и тросами-расчалками. Верхнее крыло имело значительный вынос вперёд по отношению к нижнему. Обшивка крыла и хвостовой части фюзеляжа полотняная. Стабилизатор двухлонжнронный с возможностью изменения угла установки. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Кестрел" (на экспортных устанавливались двигатели различных фирм) с деревянным двухлопастным воздушным винтом Ваттс B.274. Двигатель отделялся от фюзеляжа противопожарной перегородкой. Запас топлива размещался в 2 фюзеляжных топливных баках общей ёмкостью 227 л. Кабина пилота открытая. Часть самолётов оснащалась радиостанциями. Вооружение состояло из двух синхронных 7,69-мм пулемётов "Виккерс" Mk.II или Mk.IIID с боезапасом 600 патронов на ствол (на экспортных устанавливались пулемёты "Кольт", "Маузер" или "Шпандау"). На югославских самолётах под крылом устанавливались 2 дополнительных пулемёта, стрелявших вне диска винта. Под нижним крылом могли устанавливаться бомбодержатели для мелких бомб.

Существовали следующие модификации:

Кроме Великобритании "Фьюри" выпускался по лицензии в Югославии на заводах "Икарус" в Белграде и "Змай" в Земуне. Всего было изготовлено 305 самолётов различных модификаций. Поставлялся в Иран (24 самолёта), Испанию (3), Норвегию (1), Португалию (3), ЮАС (24).

"Фьюри" стал первым английским самолётом, превысившим скорость 200 миль в час. В течение многих лет он использовался в различных пилотажных и акробатических группах, принимал участие в различных авиационных салонах и шоу.

В боевых условиях впервые применён в августе 1936 года в Испании. На вооружении Великобритании самолёт находился до 1939 года. Южноафриканские "Фьюри" воевали против итальянцев в Восточной Африке в 1940-1941 годах. Югославские самолёты в апреле 1941 года применялись в боях с немцами и практически все были потеряны в боях. Единственный уцелевший "Фьюри" был передан Хорватии, где прослужил до 1943 года. Иранские самолёты стояли на вооружении до конца 1942 года. Последний испанский "Фьюри" эксплуатировался в качестве учебного до 1948 года.

На "Фьюри" совершил таран Ермаков К.А.


Лётно-технические характеристики

Модификация "Югославиен Фьюри" Mk.II
Двигатель "Кестрел" Mk.XVI
Мощность, л.с.: 745
Габариты, м:

размах верхнего крыла
длина
высота

9,45
8,09
3,1
Площадь крыльев, м2 23,41
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

1260
1762
Скорость максимальная, км/ч 392
Дальность полёта максимальная, км 640
Практический потолок, м 9053
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 4x7,69

Список использованных источников

  1. Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 289-292.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 12-13.
  3. Котлобовский А.В., Хавило Е.К. Элегантная "Фурия" // Авиация и Время. - 1999. - №5. - С. 41-44.
  4. Окопелов Н., Чечин А. Fury с испанским акцентом // Моделист-конструктор. - 2004. - №4. - С. 29-34.
  5. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 159.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz