Фокке-Вульф FW.189 "Уху"


FW.189A
FW.189A из 7.(H)/132, тараненный С.М.Мухиным

В феврале 1937 г. Технический департамент министерства авиации выдал фирмам "Арадо", "Гамбургер" и "Фокке-Вульф" задание на разработку самолёта-разведчика. Он должен был иметь экипаж из трёх человек, иметь круговой обстрел и обладать более высокими лётными характеристиками, чем имеющиеся в то время самолёты. На фирме "Фокке-Вульф" работы по самолёту, получившему обозначение FW.189, возглавил конструктор Э.Козел. Общее руководство проектом осуществлял К.Танк. Для разведчика была выбрана необычная схема - двухмоторный двухбалочный самолёт с центральной гондолой экипажа. Предусматривались различные типы сменных гондол, которые бы обеспечивали решение задач непосредственной поддержки, разведки и подготовки экипажей. В апреле началось изготовление 3 прототипов. В конце июля 1938 года прототип FW.189V1 поднял в небо сам К.Танк. Сравнительные испытания Ar.198, Ha.141 (BV.141) и FW.189 показали преимущество воследнего. В конце 1938 года он был запущен в серийное производство.

FW.189 представлял собой двухбалочный цельнометаллический низкоплан. Трёхлонжеронное крыло с работающей обшивкой имело прямоугольный центроплан с гондолой экипажа по середине. Главный и задний лонжероны проходили через гондолу. Сужающиеся консоли крепились к центроплану болтами по контуру от переднего до главного лонжерона. Управляемые электрически обшитые тканью щелевые закрылки занимали всю заднюю кромку консоли до элерона, а также весь центроплан. Взаимозаменяемые хвостовые балки заканчивались килями с работающей обшивкой. Между ними размещался стабилизатор. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образных (перевёрнутая V) 12-цилиндровых двигателей Аргус As.410 с двухлопастными воздушными винтами. Вооружение состояло из пулемётов MG-15 и MG-17 (их количество менялось в зависимости от модификации). Под консолями крыла устанавливались 4 держателя для 50-кг бомб. Разведывательное оборудование состояло из автоматических и ручных фотокамер различных типов. Для связи с землёй служила радиостанция FuG-17.

Существовали следующие модификации:

FW.189 мог выполнять задачи в самых неблагоприятных боевых условиях и часто возвращался на базу с тяжелейшими повреждениями. Самолёт выдерживал значительно количество попаданий пуль и осколков снарядов. Он оказался достаточно манёвренным, чтобы уклоняться практически от всех атак истребителей, особенно при хорошей координации в работе экипажа, а его оборонительное вооружение было достаточным, чтобы держать противника на расстоянии. При выходе из строя одного мотора самолёт мог продолжать полёт на одном. В нескольких случаях самолёты возвращались на базу даже после таранного удара, потеряв часть вертикального оперения. Но со временем советские лётчики научились их сбивать (их сбивали даже на штурмовиках Ил-2). Более половины всех выпущенных FW.189 было потеряно в боях на советско-германском фронте.

Серийное производство FW.189 осуществлялось на заводах "Фокке-Вульф" в Бремене, "Аэро" и ЧКД в Праге (Чехословакия), "Бреге" и SNCASO в Бордо (Франция). С 1943 года всё производство было сосредоточено во Франции. Всего в 1939-1944 годах изготовлено 864 самолёта FW.189 всех модификаций.

В 1940 г. самолёт начал поступать на вооружение Люфтваффе. Применялся как лёгкий разведчик и корректировщик артогня с ноября 1941 года. В 1942 году он полностью вытеснил Hs.126 в разведывательных эскадрильях на Восточном фронте. Восточный фронт стал практически главным местом применения FW.189. Одна эскадрилья применялась в Северной Африке. В 1945 году несколько FW.189A использовалось в качестве ночных истребителей в системе ПВО рейха. Он также поставлялся союзникам Германии: Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. Венгерские FW.189 применялись на Восточном фронте с марта 1943 года. Снят с вооружения в марте 1944 года. Словацкие FW.189 участвовали в Словацком национальном восстании летом 1944 года. Затем 6 уцелевших самолётов перелетели в СССР. Румынские и болгарские самолёты в боевых действиях участия не принимали.


Лётно-технические характеристики

Модификация FW.189A-2
Двигатель As.410A-1
Мощность, л.с. 2х465
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

18,40
12,03
3,10
Площадь крыла, м2 36,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

2832
3955
4175
Запас топлива, л 440
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

374
323
Дальность полёта максимальная, км 665
Практический потолок, м 7300
Экипаж, чел. 3
Бомбовая нагрузка, кг 200
Оборонительное вооружение: 2 MG-17
2 MG-81

Список использованных источников

  1. Котельников В.Р., Хазанов Д.Б. Легендарная "рама" // Мир авиации. - 1994. - №1. - С. 17-22.
  2. Самолёты Второй Мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 134-135.
  3. Самолёты поля боя Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 7. - М.: "Либри", 1995. - С. 22-23.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz