Under constraction!

И-15


И-15
И-15 Героя Советского Союза Е.Н.Степанова

Истребитель И-15 разработан 2 бригадой ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Он представлял собой дальнейшее развитие И-5 и И-6. Главной задачей перед конструкторами стояло улучшение аэродинамики без существенных измемений размеров самолёта. Первоначально проект носил обозначение И-14, но позже его сменило обозначение И-15 (И-14 стал называться истребитель КБ А.Н.Туполева). В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель воздушного охлаждения М-38, но затем выбор пал на Райт-Циклон SGR-1820 F3. Прототип ЦКБ-3 впервые поднялся в небо в октябре 1933 года (лётчик-испытатель В.П.Чкалов). Испытания продолжались до конца года. В 1934 году началось его серийное производство на московских заводах №1 и №39.

И-15 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции с верхним крылом типа "чайка". Стойки коробки крыльев I-образные. Шасси неубирающееся, трёхопорное, со свободнонесущими стойками и задним костылём. В зимнее время колёса шасси заменялись деревянными лыжами. Каркас фюзеляжа сваривался из стальных труб (сталь ХМА). От двигателя до кабины он обшивался дюралем Д1, а далее - полотном. Крылья имели деревянный каркас и полотняную обшивку. Каркас хвостового оперения выполнялся из дюраля Д6. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-22 (позже М-25) с винтом ВИШ-6 постоянного шага. Самолёты ранних серий оснащались двигателем "Райт-Циклон". Цилиндры закрывались кольцом Тауненда. Вооружение состояло из 2 пулемётов ПВ-1 (боекомплект 3000 патронов). В перегрузку мог брать на борт до 40 кг бомб.

Существовали следующие модификации:

Всего в 1934-1936 годах заводами №1 и №39 изготовлено 375 самолётов. Кроме того, ещё 291 самолёт построен в Испании (на четырёх заводах). Для того времени это был самый манёвренный в мире самолёт. 21 ноября 1935 года лётчик В.К.Коккинаки на специально облегчённом ЦКБ-3 установил неофициальный (СССР ещё не был членом FAI) мировой рекорд высоты полёта - 14575 м.

Впервые в боевой обстановке истребитель И-15 применён в Испании осенью 1936 года (первый воздушный бой с участием И-15 состоялся 4 ноября). Всего республиканцы получили из СССР 186 истребителей И-15. Эти самолёты также применялись на Халхин-Голе, в советско-финляндской войне 1939-1940 годов, в начальный период Великой Отечественной войны (в основном как штурмовики). Уже на Халхин-Голе самолёт считался устаревшим.

На И-15 совешили тараны: Грибов А., Негрин Р., Ороско М., Степанов Е.Н., У Диньчень, Чэнь Хуайминь.


Лётно-технические характеристики

Модификация ЦКБ-3 ЦКБ-3бис
Двигатель М-22 М-25
Взлётная мощность, л.с. 480 630
Габариты, м:

размах крыла (верхнего)
длина
высота

9,7
6,1
-
9,7
6,1
-
Площадь крыла, м2 21,9 21,9
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

1106
1415
960
1369
Запас топлива, кг 177 177
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте
посадочная

286
350
90
315
367
90
Время набора высоты 5000 м, мин. 11 6,1
Время виража на высоте 1000 м, с 8 -
Дальность полёта максимальная, км - 550
Практический потолок, м 7520 9800
Время виража, с 8-8,5 8-8,5
Длина разбега, м

пробега, м

70
70
-
-
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение: 2х7,62 2х7,62

Список использованных источников

  1. Гордон Е., Зенкин В., Типов В. Истребители-бипланы Н.Н.Поликарпова И-5, И-15, И-15бис. - М.: POLYGON, 1992.
  2. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
  3. Котлобовский А.В., Шпигунов А.В. "Чато" Поликарпова. Самолёт и модель // Авиация и Время. - 2000. - №2. - С. 49-52.
  4. Маслов М. И-15бис - самолёт пяти войн // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 16-24.
  5. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 274.
  6. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.
Hosted by uCoz