Истребитель И-15 разработан 2 бригадой ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Он представлял собой дальнейшее развитие И-5 и И-6. Главной задачей перед конструкторами стояло улучшение аэродинамики без существенных измемений размеров самолёта. Первоначально проект носил обозначение И-14, но позже его сменило обозначение И-15 (И-14 стал называться истребитель КБ А.Н.Туполева). В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель воздушного охлаждения М-38, но затем выбор пал на Райт-Циклон SGR-1820 F3. Прототип ЦКБ-3 впервые поднялся в небо в октябре 1933 года (лётчик-испытатель В.П.Чкалов). Испытания продолжались до конца года. В 1934 году началось его серийное производство на московских заводах №1 и №39.
И-15 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции с верхним крылом типа "чайка". Стойки коробки крыльев I-образные. Шасси неубирающееся, трёхопорное, со свободнонесущими стойками и задним костылём. В зимнее время колёса шасси заменялись деревянными лыжами. Каркас фюзеляжа сваривался из стальных труб (сталь ХМА). От двигателя до кабины он обшивался дюралем Д1, а далее - полотном. Крылья имели деревянный каркас и полотняную обшивку. Каркас хвостового оперения выполнялся из дюраля Д6. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-22 (позже М-25) с винтом ВИШ-6 постоянного шага. Самолёты ранних серий оснащались двигателем "Райт-Циклон". Цилиндры закрывались кольцом Тауненда. Вооружение состояло из 2 пулемётов ПВ-1 (боекомплект 3000 патронов). В перегрузку мог брать на борт до 40 кг бомб.
Существовали следующие модификации:
Всего в 1934-1936 годах заводами №1 и №39 изготовлено 375 самолётов. Кроме того, ещё 291 самолёт построен в Испании (на четырёх заводах). Для того времени это был самый манёвренный в мире самолёт. 21 ноября 1935 года лётчик В.К.Коккинаки на специально облегчённом ЦКБ-3 установил неофициальный (СССР ещё не был членом FAI) мировой рекорд высоты полёта - 14575 м.
Впервые в боевой обстановке истребитель И-15 применён в Испании осенью 1936 года (первый воздушный бой с участием И-15 состоялся 4 ноября). Всего республиканцы получили из СССР 186 истребителей И-15. Эти самолёты также применялись на Халхин-Голе, в советско-финляндской войне 1939-1940 годов, в начальный период Великой Отечественной войны (в основном как штурмовики). Уже на Халхин-Голе самолёт считался устаревшим.
На И-15 совешили тараны: Грибов А., Негрин Р., Ороско М., Степанов Е.Н., У Диньчень, Чэнь Хуайминь.
Модификация | ЦКБ-3 | ЦКБ-3бис |
---|---|---|
Двигатель | ||
Взлётная мощность, л.с. | 480 | 630 |
Габариты, м:
размах крыла (верхнего)
|
9,7
6,1 - |
9,7
6,1 - |
Площадь крыла, м2 | 21,9 | 21,9 |
Масса, кг:
пустого
|
1106
1415 |
960
1369 |
Запас топлива, кг | 177 | 177 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли
|
286
350 90 |
315
367 90 |
Время набора высоты 5000 м, мин. | 11 | 6,1 |
Время виража на высоте 1000 м, с | 8 | - |
Дальность полёта максимальная, км | - | 550 |
Практический потолок, м | 7520 | 9800 |
Время виража, с | ||
Длина разбега, м
пробега, м |
70
70 |
-
- |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
Вооружение: | 2х7,62 | 2х7,62 |