Мессершмитт Bf.109
Bf.109E-3 из 1./JG77
Bf.109F-4 командира 9./JG52 Г.Графа
Bf.109G-2 болгарского лётчика Д.Списаревского
В начале 1934 года Люфтваффе выпустили техническое задание
на разработку истребителя, который должен был заменить Хейнкель He.51.
Заказ на опытные образцы получили фирмы "Арадо", "Фокке-Вульф" и "Хейнкель".
Фирме "Мессершмитт Флюгцойгбау" в заказе было отказано и В.Мессершмитт
приступил к разработке истребителя в инициативном порядке. При проектировании
был учтён опыт разработки спортивного самолёта Bf.108. В качестве силовой
установки было решено использовать перспективные V-образные двигатели жидкостного
охлаждения фирм "Даймлер-Бенц" или "Юнкерс". Первый прототип Bf.109V1 был
построен в Аугсбурге весной 1935 года. 28 мая он впервые поднялся в небо
(лётчик-испытатель Г.Кнеч). Летом 1935 года в испытательном центре в Рехлине
состоялись сравнительные испытания истребителей Ar.80V1, FW.159V1, He.112V1
и Bf.109V1, после которых дальнейшее соревнование продолжилось между самолётами
Хейкеля и Мессершмитта. В феврале-марте 1936 года в Травемюнде состоялись
новые сравнительные испытания - между He.112V2 и Bf.109V2. Последний оказался
победителем и фирма "Байерише Флюгцойгверке" получила заказ на изготовление
10 самолётов. В августе 1936 года во время XI Олимпийских игр в Берлине
Bf.109 был впервые показан публике. Серийное производство началось в феврале
1937 года на новом заводе фирмы в Аугсбурге. Первые серийные самолёты поступили
на вооружение легиона "Кондор".
Bf.109 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан.
Крыло однолонжеронное, трапециевидное в плане. Механизация крыла состояла
из закрылков, автоматических предкрылков и интерцепторов. Фюзеляж типа
полумонокок с работающей обшивкой. Шасси трёхопорное, убирающееся, с хвостовым
колесом. Кабина пилота закрыта фонарём, открывавшимся вправо. За фонарём
находился развитый гаргрот. Силовая установка состояла из поршневого V-образного
(перевёрнутое V) 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения. Состав
вооружения менялся в зависимости от модификации.
Существовали следующие модификации:
-
Bf.109V1 - первый прототип. Отличался двигателем "Кестрел" V мощностью
695 л.с., двухлопастным деревянным винтом постоянного шага. Первый полёт
28 мая 1935 года.
-
Bf.109V2 - второй прототип. Отличался двигателем Jumo.210A, усиленными
стойками шасси. Первый полёт в октябре 1935 года.
-
Bf.109V3 - третий прототип. Отличался наличием 2 7,92-мм пулемётов MG-17.
-
Bf.109V4 (Bf.109B-01) - прототип с 3 пулемётами MG-17. Отличался двигателем
Jumo.210Da мощностью 720 л.с. Первый полёт в ноябре 1936 года.
-
Bf.109V5, V6 - прототипы Bf.109B. Отличались улучшенной системой подвода
воздуха для пулемётов, усиленным лобовым стеклом, двухлопастным металлическим
винтом изменяемого шага VDM.
-
Bf.109V7 - прототип Bf.109B-2. Отличался двигателем Jumo.210G мощностью
700 л.с. с непосредственным впрыском топлива. Первый полёт в марте 1937 года.
-
Bf.109V8 - прототип Bf.109C. Отличался двигателем Jumo.210Ga, 2 дополнительными
пулемётами MG-17 в крыле.
-
Bf.109V9 - с 2 пушками MG-FF в крыле.
-
Bf.109V10 - прототип с двигателем DB.600A.
-
Bf.109V11, V12 - прототипы Bf.109D.
-
Bf.109V13 - прототип с двигателем DB-601. 11 июля 1938 года установлен
рекорд скорости для сухопутных самолётов - 610,5 км/ч.
-
Bf.109V14 - прототип Bf.109E. Отличался двигателем DB.601A-1 мощностью
1050 л.с. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17 в фюзеляже и 2 20-мм
пушек MG-FF в крыле.
-
Bf.109V15 - прототип Bf.109E с 4 пулемётами.
-
Bf.109V17 - прототип Bf.109E-3. Отличался двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с.
-
Bf.109V21 - прототип Bf.109F с двигателем DB.601Aa. Позже двигатель заменён
на Прэтт-Уитни "Твин Уосп".
-
Bf.109V22 - прототип Bf.109F с двигателем DB.601E.
-
Bf.109V23 - прототип Bf.109F с полуэллиптическими законцовками крыла.
-
Bf.109V31 - с шасси, убирающемся в сторону фюзеляжа. Отличался более
тонким крылом.
-
Bf.109V49 - прототип Bf.109H для статических испытаний. Отличался крылом
увеличенного размаха и увеличенным килем. Переоборудован из G-5 весной 1943 года.
-
Bf.109V50 - прототип Bf.109H. Отличался двигателем DB.628A с двухступенчатым
нагнетателем и промежуточным охладителем. Переоборудован из G-3 весной
1943 года. Первый полёт 18 мая 1943 года.
-
Bf.109V54 - прототип Bf.109H. Первый полёт в июле 1943 года.
-
Bf.109B - первый серийный вариант. Отличался двигателем Jumo.210Da.
-
Bf.109B-0 - предсерийный. В 1936 году изготовлено 10 самолётов.
-
Bf.109B-1 - серийный. Отличался двухлопастным деревянным винтом изменяемого
шага. Вооружение состояло из 2-3 пулемётов MG-17. Весной 1937 года на заводе
в Аугсбурге изготовлено около 30 самолётов. Поставлялся в Испанию.
-
Bf.109B-2 - с металлическим двухлопастным винтом VDM. Самолёты последних
серий оснащались двигателем Jumo.210Ga. Выпускался летом-осенью 1937 года
в Аугсбурге и на заводе "Физелер" в Касселе. Поставлялся в Испанию.
-
Bf.109C - с 2 дополнительными пулемётакми в крыле. Отличался двигателем
Jumo.210Ga, увеличенным туннельным радиатором, новыми выхлопными патрубками.
-
Bf.109C-1 - серийный вариант. Отличался радиостанцией FuG-7R/T. Выпускался
с весны 1938 года.
-
Bf.109C-2 - опытный с пулемётом MG-17, стрелявшим через втулку винта.
-
Bf.109C-3 - опытный с 2 крыльевыми пушками MG-FF.
-
Bf.109C-4 - опытный с мотор-пушкой MG-FF.
-
Bf.109D - с усиленным крылом. Оснащался двигателем Jumo.210Da с изменёнными
выхлопными патрубками.
-
Bf.109D-0 - предсерийный.
-
Bf.109D-1 - серийный. Выпущен малой серией весной 1938 года. Поставлялся
в Испанию, Венгрию и Швейцарию.
-
Bf.109D-2, D-3 - опытные с усиленным вооружением.
-
Bf.109E - с двигателем DB.601A. Выпускался на заводах "Мессершмитт" в Регенсбурге,
"Эрла Машиненверке" в Лейпциге и "Физелер" в Касселе. Изготовлено более
4000 самолётов.
-
Bf.109E-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.601A-1. Вооружение состояло
из 4 пулемётов MG-17. В конце 1938 года изготовлено 10 самолётов.
-
Bf.109E-1 - серийный. Отличался уменьшеным маслорадиатором, размещением
гликолевых радиаторов системы охлаждения. Вооружение состояло из 2 пулемётов
MG-17 и 2 пушек MG-FF. В 1939 году изготовлено 1540 самолётов. Поставлялся
в Болгарию, Венгрию, Испанию, Словакию, Швейцарию, Югославию.
-
Bf.109E-1/B - истребитель-бомбардировщик. Отличался бомбодержателями для
4 50-кг бомб. Выпущен в 1939 году малой серией. Переоборудовано часть ранее
выпущенных E-1.
-
Bf.109E-2 - с мотор-пушкой. Осенью 1939 года изготовлено 25 самолётов.
-
Bf.109E-3 - с двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с. Вооружение состояло
из 3 пушек (в стою мотор-пушка снималась). Выпускался с осени 1939 года.
Изготовлено 1868 самолётов. Поставлялся в Швейцарию.
-
Bf.109E-3/Trop - тропический. Отличался дополнительными фильтрами.
-
Bf.109E-4 - c дополнительным бронированием кабины пилота. Отличался конструкцией
фонаря кабины, увеличенным боезапасом, бомбодержателями под крылом. Вооружение
состояло из 2 крыльевых пушек MG-FF. Выпускался летом-осенью 1940 года.
Поставлялся в Румынию и Японию.
-
Bf.109E-4/B - истребитель-бомбардировщик. Бомбовая нагрузка увеличена до 250 кг.
-
Bf.109E-4/N - с двигателем DB.601N мощностью 1200 л.с.
-
Bf.109E-4/Trop - тропический.
-
Bf.109E-5 - разведчик на базк E-4. Отличался наличием фотокамеры Rb21/18.
Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17. Выпускался с лета 1940 года.
-
Bf.109E-5/Trop - тропический.
-
Bf.109E-6 - разведчик на базе E-4/N.
-
Bf.109E-7 - с увеличенной дальность полёта. Отличался ПТБ на 300 л. под
фюзеляжем. Отличался двигателем DB.601N. Поставлялся в Хорватию.
-
Bf.109E-7/U2 - с дополнительной броневой защитой.
-
Bf.109E-7/Z - с системой впрыска закиси азота GM-1.
-
Bf.109E-8 - вариант E-1 с ПТБ под фюзеляжем. Выпускался с осени 1940 года.
-
Bf.109E-9 - разведчик на базе E-7. Отличался 2 фотокамерами Rb32/17 и 1
фотокамерой Rb50/30. Часть самолётов оснащалась двигателем DB.601E мощностью
1350 л.с. Выпускался с осени 1940 года.
-
Bf.109F - с улучшенной аэродинамикой. Отличался двигателем DB.601E, увеличенным
коком винта, закруглёнными законцовками крыла, отсутствием подкоса стабилизатора.
Вооружение состояло из мотор-пушки MG-150/20 и 2 синхронных пулемётов MG-17.
В 1940-1941 годах изготовлено более 2000 самолётов.
-
Bf.109F-0 - предсерийный. Осенью 1940 года изготовлено 10 самолётов.
-
Bf.109F-1 - первый серийный вариант. Отличался двигателем DB.601N, мотор-пушкой
MG-FF/M. Выпускался в 1940 году.
-
Bf.109F-2 - с пушкой MG-151/15. Оснащался двигателем DB.601N. Выпускался
в 1942 году.
-
Bf.109F-2/B - истребитель-бомбардировщик. Отличался подфюзеляжным бомбодержателем
для 250-кг бомбы.
-
Bf.109F-2/N - с системой впрыска GM-1 (проект).
-
Bf.109F-2/Trop - тропический. Отличался дополнительными фильтрами.
-
Bf.109F-2/U1 - с крупнокалиберными пулемётами MG-131.
-
Bf.109F-3 - серийный с двигателем DB.601E. Отличался пушкой MG-FF/M. В
конце 1940 года изготовлено 15 самолётов.
-
Bf.109F-4 - с пушкой MG-151/20. С декабря 1940 по декабрь 1941 года изготовлен
1841 самолёт. Поставлялся в Венгрию, Испанию и Италию.
-
Bf.104F-4/B - истребитель-бомбардировщик. Выпускался с начала 1942 года.
-
Bf.104F-4/R1 - с 2 дополнительными пушками MG-151/15 в гондолах под крылом.
Фирмой "Виенер-Нейштадтер" изготовлено 200 самолётов.
-
Bf.104F-4/R2, R4, R8 - опытные разведчики.
-
Bf.109F-4/R3 - серийный разведчик. Изготовлено 36 самолётов.
-
Bf.109F-4/R6 - с подфюзеляжным держателем для 1 250-кг, 4 50-кг бомб или 300-л ПТБ.
-
Bf.109F-4/Trop - тропический.
-
Bf.109F-4/Z - с системой впрыска GM-1. Отличался увеличенным маслорадиатором,
подфюзеляжным бомбодержателем.
-
Bf.109F-5, F-6 - опытные разведчики. Изготовлены в 1941 году.
-
Bf.109G - с двигателем DB.605 мощностью 1475 л.с. Отличался наличием гермокабины,
усиленным шасси, увеличенным маслорадиатором. Изготовлено более 20000 самолётов.
-
Bf.109G-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.601E. Осенью 1941 года
изготовлено 10 самолётов.
-
Bf.109G-1 - серийный. Отличался двигателем DB.605A-1, формой капота, новым
маслорадиатором. Выпускался с марта 1942 года. Изготовлено 167 самолётов.
-
Bf.109G-1/R2 - высотный перехватчик. Отличался облегчённой конструкцией.
В 1942 году изготовлено 80 самолётов.
-
Bf.109G-1/R3 - с подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
-
Bf.109G-1/U1 - с реверсивным воздушным винтом Me.P6.
-
Bf.109G-1/U2 - с системой впрыска GM-1.
-
Bf.109G-2 - без гермокабины. С марта до осени 1942 года изготовлено 1587
самолётов. Поставлялся в Болгарию, Венгрию, Испанию, Румынию, Финляндию, Хорватию.
-
Bf.109G-2/R1 (FiSk.199) - дальний истребитель-бомбардировщик. Отличался
подфюзеляжным бомбодержателем для 500-кг бомбы, дополнительной сбрасываемой
стойкой шасси. Разработан фирмой "Физелер". Изготовлен на заводе фирмы
"Шкода" в Праге.
-
Bf.109G-2/R2 - разведчик. Отличался фотокамерой Rb50/30.
-
Bf.109G-2/R3 - разведчик. Отличался фотокамерой Rb75/30, подфюзеляжным
ПТБ на 300 л.
-
Bf.109G-2/U3 - разведчик. Отличался системой впрыска водно-метаноловой
смеси MW-50, фотокамерой в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлено 80 самолётов.
-
Bf.109G-3 - высотный вариант G-4. Отличался гермокабиной по типу G-1. В
январе 1943 года зготовлено 50 самолётов.
-
Bf.109G-4 - с радиостанцией FuG-16z. Выпускался с осени 1942 года.
-
Bf.109G-4/R3 - разведчик. Отличался фотокамерой Rb75/30, подфюзеляжным
ПТБ на 300 л.
-
Bf.109G-4/R4 - разведчик. Отличался фотокамерой Rb50/30.
-
Bf.109G-5 - с двигателем DB.605 с системой GM-1. Осенью 1943 года изготовлено
475 самолётов.
-
Bf.109G-5/AS - с двигателем DB.605AS с нагнетателем от DB.603.
-
Bf.109G-5/U2 - с деревянными хвостовой частью фюзеляжа и оперением.
-
Bf.109G-6 - с крупнокалиберными пулемётами MG-131. Отличался негерметичной
кабиной. Выпускался с ноября 1942 года. Изготовлено 12200 самолётов. Поставлялся
в Болгарию, Италию, Румынию, Словакию, Финляндию, Швейцарию.
-
Bf.109G-6/AS - с двигателем DB.605AS мощностью 2000 л.с. Отличался конструкцией
фонаря, более высоким килем. Изготовлено 686 самолётов.
-
Bf.109G-6/N - ночной. Отличался 2 подкрыльевыми пушками MG-151/20, пламегасителями,
ответчиком FuG-25a, пеленгатором радиолокационного излучения FuG-350 "Наксос-Z".
-
Bf.109G-6/R4 - с 2 подкрыльевыми пушками MK.108.
-
Bf.109G-6/R6 - с 2 подкрыльевыми пушками MG-151.
-
Bf.109G-6/U2 - с деревянной хвостовой частью фюзеляжа.
-
Bf.109G-6/U3 - с системой впрыска MW-50.
-
Bf.109G-6/U4 - с 30-мм мотор-пушкой MK.108.
-
Bf.109G-6/U5 - с мотор-пушкой MK.108 и 2 пушками MK.108 в подкрыльевых
гондолах (проект).
-
Bf.109G-6/U6 - с мотор-пушкой MK.103.
-
Bf.109G-6Y - ночной для командиров звеньев. Отличался радиостанцией FuG-16zy.
-
Bf.109G-7 - доработанный (проект). Разработан в начале 1943 года.
-
Bf.109G-8 - разведчик на базе G-6. Отличался двигателем DB.605A-1 (DB.605AS),
фотокамерой Rb12,5/7 (Rb32/7). Часть самолётов оснащалос фотокамерой "Робот
II". Вооружение состояло из мотор-пушки MK.108 (MG-151). С августа 1943
по январь 1945 года изготовлено более 900 самолётов. Насколько самолётов
поставлено в Румынию и Финляндию.
-
Bf.109G-10 - переходный к Bf.109K. Отличался двигателе DB.605D мощностью
1850 л.с. С октября 1944 до мая 1945 года переоборудовано около 2600 ранее
выпущенных самолётов G-6 и G-14. Поставлялся в Италию, Хорватию.
-
Bf.109G-10/R2 - разведчик. Отличался двигателем DB.605DB, фотокамерой,
отсутствием пулемётов.
-
Bf.109G-10/R3 - с подфюзеляжным ПТБ.
-
Bf.109G-10/R5 - с 2 подкрыльевими пушками MG-151/20.
-
Bf.109G-10/R6 - ночной перехватчик. Отличался автопилотом PKS-12 и фотопулемётом BSK-16.
-
Bf.109G-10/R7 - с пусковыми установками ракет VG-21 под крылом.
-
Bf.109G-10/U4 - с мотор-пушкой MK.108.
-
Bf.109G-12 - учебный. Отличался двухместной негерметичной кабиной с двойным
управлением. В 1944 году переобрудовано 500 ранее выпущенных G-2, G-3, G-4, G-6.
-
Bf.109G-14 - доработанный. Отличался двигателем DB.605AM с системой впрыска
MW-50. Самолёты поздних серий имели деревянную хвостовую часть фюзеляжа и колёса
шасси большего размера. Выпускался с июля 1944 года. Поставлялся в Венгрию.
-
Bf.109G-14/AS - с двигателем DB.605AS.
-
Bf.109G-14y, G-14/ASy - с радиостанцией FuG-16zy.
-
Bf.109G-14/R6 - с 2 подкрыльевыми пушками MG-151.
-
Bf.109G-14/U4 - с мотор-пушкой MK.108.
-
Bf.109G-16 - доработанный.
-
Bf.109H - высотный. Отличался увеличенным килем, крылом увеличенного до
11,92 м размаха, увеличенной колеёй шасси, стабилизатором с подкосами.
-
Bf.109H-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.601E-1 с системой впрыска
GM-1. Летом 1943 года переоборудовано несколько F-4.
-
Bf.109H-1 - опытный для войсковых испытаний. Отличался двигателем DB.605A
с системой впрыска GM-1, гермокабиной, наличием фотокамеры. Вооружение
состояло из мотор-пушки MG-151/20 и 2 синхронных пулемётов MG-17.
-
Bf.109J (HA-1109-J.1L, HA-1109K.1L, C.4J) - испанский вариант Bf.109G-2.
Отличался двигателем HS-12Z-17 (на прототипе Испано-Сюиза 12Z-89) мощностью
1300 л.с., воздушным винтом V71L1, формой капота, системой охлаждения и
маслосистемой. Вооружение состояло из 2 крыльевых 20-мм пушек HS-404/408
и 8 НУРС "Эрликон". Первый полёт 2 марта 1945 года. В 1945-1951 годах фирмой
"Испано Авиасьон" изготовлено 150 самолётов.
-
Bf.109K - с двигателем DB.605DM с системами GM-1 и MW-50. Отличался конструкцией
фонаря кабины, деревянным килем, убирающимся хвостовым колесом на удлинённой
стойке. Вооружение состояло из мотор-пушки MK.108 и 2 пулемётов MG-131.
-
Bf.109K-0 - предсерийный. Отличался формой капота, полностью закрывающимися
створками нишами шасси, 2 неподвижными отгибными триммерами на руле направления.
-
Bf.109K-4 - первый серийный вариант. Выпускался с октября 1944 года. Изготовлено
около 1200 самолётов.
-
Bf.109K-4/R2 - разведчик.
-
Bf.109K-4/R3 - с подфюзеляжным ПТБ.
-
Bf.109K-4/R5 - разведчик.
-
Bf.109K-6 - опытный с 2 подкрыльевыми пушками MK.108.
-
Bf.109K-8 - разведчик.
-
Bf.109K-10 - с мотор-пушкой MK.103 (проект).
-
Bf.109L - опытный с двигателем Jumo-213E-1. Изготовлен в апреле 1944 года.
-
Bf.109S - учебный (проект). Отличался двухместной кабиной с двойным управлением.
Разработан в 1940 году.
-
Bf.109T - палубный истребитель-бомбардировщик. Отличался складывающимся
крылом увеличенного размаха и посадочным гаком. Вооружение состояло из
2 крыльевых пушек MG-151/20 и 2 синхронных пулемётов MG-34.
-
Bf.109T-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.601A-1. Переоборудовано
10 самолётов Bf.109E-1.
-
Bf.109T-1 - серийный. Отличался двигателем DB.601N. В 1939-1940 годах
фирмой "Физелер" изготовлено 60 самолётов.
-
Bf.109T-2 - с демонтированным авианосным оборудованием. Весной 1941 года
переобрудованы ранее выпущенные T-1.
-
Bf.109TL - с турбореактивным двигателем (проект). Разработан в начале 1943 года.
-
Bf.109X - летающая лаборатория для испытаний двигателя BMW-801. Отличался
крылом уменьшенного до 9,33 м размаха с законцовками по типу Bf.109E.
Переобрудован 1 Bf.109F. Первый полёт в сентябре 1940 года.
-
C.10 (S-99) - чехословацкий вариант Bf.109G-14. В 1945-1947 годах изготовлено
20 самолётов.
-
C.110 (CS-99) - чехословацкий вариант Bf.109G-12. Отличался двухместной
кабиной. Изготовлено 2 самолёта.
-
C.210 (S-199) - с двигателем Jumo.221F мощностью 1370 л.с. Вооружение состояло
из 2 синхронных пулемётов MG-131 и 2 подкрыльевых пушек MG-151/20. Мог нести
250-кг бомбу под фюзеляжем и НИРС WG-21 под крылом. Выпускался с 1949 года на
заводах "Авиа" и "Летов". Изготовлен 551 самолёт. Поставлялся в Израиль.
-
C.210C (CS-199) - учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением.
Изготовлено несколько самолётов.
-
HA-1109M.1L - опытный с двигателем "Мерлин". Вооружение отсутствовало.
В 1953-1954 годах фирмой "Испано Авиасьон" изготовлено 2 самолёта.
-
HA-1110K.1L - учебный вариант HA-1109K.1L. Отличался двухместной кабиной,
пониженным гаргротом, отсутствием вооружения. Осенью 1953 года изготовлено
2 самолёта..
-
HA-1112M.1L "Бучон" (C.4K) - истребитель-бомбардировщик. Отличался двигателем
"Мерлин". В 1954-1955 годах изготовлено 169 самолётов.
-
HA-1112M.4L - учебный вариант HA-1112M.1L. Отличался двухместной кабиной.
Изготовлено 2 самолёта.
Серийное производство в Германии осуществлялось на заводах фирм "Мессершмитт
А.Г.", "Эрла машиненверк", "Виенер-Нейштадтер флюгцойверке", "Физелер",
"Арао", AGO до конца войны. Кроме того, Bf.109 выпускался по лицензии в
Австрии, Венгрии, Испании, Румынии, Чехословакии. Дольше всего производство
продолжалось в Испании - до 1954 года. Всего изготовлено 30573 самолёта.
По массовости Bf.109 занимает второе место после советского Ил-2
и первое место среди истребителей. Кроме люфтваффе стоял на вооружении
ВВС Болгарии (до 1946 года), Венгрии, Израиля, Испании (до ноября 1965
года), Италии, Словакии, Финляндии (до 1954 года), Хорватии, Швейцарии
(до 1949 года), Югославии. Несколько самолётов для испытаний приобрели
СССР и Япония.
Впервые применён в Испании в декабре
1936 года. К сентябрю 1939 года являлся основным истребителем люфтваффе.
Участвовал во всех основных операциях Второй мировой войны на всех фронтах
в качестве дневного и ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика,
тактического разведчика. С октября 1944 года румынские Bf.109G применялись
против немцев. Израильские S-199 в 1949 году принимали участие в войне
с Египтом. Испанские HA.1112M.1L в 1958 году принимали участие в боевых
действиях в Западной Сахаре.
До настоящего времени сохранилось несколько десятков самолётов разных
модификаций в музеях разных стран (большинство послевоенного производства
Испании и Чехословакии). Часть из них восстановлены до лётного состояния.
На Bf.109G-2 совершил таран Списаревский Д.
На Bf.109G-6 совершили тараны: Бончев Н.,
Граф Г., Мюнстер Л.
На Bf.109G-10 совершил таран Хан К.
Лётно-технические характеристики
Модификация |
Bf.109B-2 |
Bf.109E-1 |
Bf.109F-2 |
Bf.109G-2 |
Bf.109K-4 |
Двигатель |
Jumo.210Ga |
DB.601A |
DB.601N |
DB.605A |
DB.605DM |
Взлётная мощность, л.с. |
680 |
1100 |
1200 |
1475 |
1800 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
9,87
8,7
3,4 |
9,87
8,7
3,4 |
9,92
8,94
3,4 |
9,92
8,97
3,4 |
9,92
9,02
3,4 |
Площадь крыла, м2 |
16,35 |
16,35 |
16,02 |
16,02 |
16,02 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
1580
2050 |
1840
2500 |
2355
3062 |
2255
3100 |
2755
3400 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
крейсерская |
408
463
350 |
462
548
475 |
515
600
480 |
505
635
480 |
605
700
420 |
Скороподъёмность у земли, м/с |
10,8 |
15,5 |
21,8 |
17,8 |
14,5 |
Дальность полёта максимальная, км |
690 |
660 |
845 |
845 |
570 |
Практический потолок, м |
8200 |
10500 |
11000 |
12000 |
12500 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Вооружение: |
3x7,92 |
2x20
2x7,92 |
1x15
2x7,92 |
1x20
2x7,92 |
1x30
2x13,2 |
Список использованных источников
- Борисов Ю. Из клана "109-х": О малоизвестных вариантах Bf.109 // Крылья Родины. - 2001. - №№ 9, 10.
- Иванников С. Последний "мессер" // Авиамастер. - 1999. - №3. - С. 39-41.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 26-27.
- Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 44-47.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 153-154.
- Маслов М. Недоброй памяти "худой" // Крылья Родины. - 1991. - №4. - С. 23-27.
- Никольский М. Истребитель Як-1,7,9,3 / Bf.109 // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6.
- Окопелов Н., Чечин А. Испанский полигон Люфтваффе // Моделист-конструктор. - 2004. - №№ 7, 9.
- Павлов А. Самый опасный враг // Авиамастер. - 2002. - №7. - С. 45-48.
- Романов В. Messerschmitt Bf.109. - М.: М-Хобби, 1994.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 221-225.
- Фирсов А.А. Мессершмитт Bf.109. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.
- Цветков С. Мессершмитт Bf.109G-14 // Моделист-конструктор. - 2001. - №1. - С. 31.
