МиГ-21СМ


МиГ-21СМ
МиГ-21СМ Героя Советского Союза Г.Н.Елисеева

Проектирование реактивного истребителя второго поколения Е-1 началось в ОКБ А.И.Микояна в 1953 году. Самолёт должен был иметь стреловидное крыло и двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Т.к. двигатель в нужные сроки создан не был, было решено заменить его двигателем АМ-9Б от МиГ-19. Новый самолёт получил обозначение Е-2. Одновременно началось проектирование самолёта Е-5 с треугольным крылом и двигателем АМ-11, но его также пришлось переработать (по тем же причинам) под АМ-9Б (самолёт Е-4). 14 февраля 1955 года лётчик-испытатель Г.К.Мосолов впервые поднял в небо Е-2. 16 июня взлетел Е-4 (лётчик испытатель Г.А.Седов). 9 января 1956 года лётчик-испытатель В.А.Нефёдов поднял в небо самолёт Е-5. В ходе сравнительных испытаний были выявлены преимущества самолёта с треугольным крылом. Самолёту Е-5 было присвоено обозначение МиГ-21. В 1957-1958 годах испытывались самолёты Е-50 со стреловидным крылом, но начиная с 1958 года все усилия ОКБ были направлены на совершенствование истребителя с треугольным крылом.

После завершения испытаний Е-5 в 1957 году было принято решение установить на самолёт форсированный вариант двигателя АМ-11 - Р-11Ф-300 ("изделие 37Ф"). Новый самолёт получил обозначение Е-6 (МиГ-21Ф). 20 мая 1958 года В.А.Нефёдов поднял Е-6 в воздух. В 1959 году на Горьковском авиазаводе началось серийное производство МиГ-21Ф.

МиГ-21 представляет собой одноместный однодвигательный среднеплан с треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным оперением. Фюзеляж полумонококковой конструкции, выполненный по правилу площадей. В носовой части расположен воздухозаборник с центральным телом - управляемым конусом. Снизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. От модификации к модификации менялись диаметр носовой части фюзеляжа, размеры закабинного гаргрота, конструкция фонаря, размещение штанги ПВД, состав оборудования и вооружения, устанавливались различные двигатели.

Существовали следующие модификации:

МиГ-21 стал одним из самых знаменитых самолётов послевоенного периода. Всего в СССР на трёх заводах (№21 в Горьком, №30 "Знамя Труда" в Москве и №31 в Тбилиси) изготовлено 10158 самолётов различных модификаций. Ещё 194 МиГ-21 изготовлены в ЧССР. Выпускался он так же в Индии и Китае. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. Последние модификации выпускались до 1984 года. Самолёт в больших количествах поставлялся в различный страны мира, участвовал во многих локальных конфликтах.

На МиГ-21СМ совешил таран Елисеев Г.Н.


Лётно-технические характеристики

Модификация МиГ-21СМ
Двигатель Р-13-300
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

4070
6490
Габариты, м:

размах крыла
длина без ПВД
высота

7,154
14,185
4,125
Площадь крыла, м2 23,0
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

5350
8300
Запас топлива, л 2390
Скорость максимальная на высоте, км/ч 2230
Время набора высоты 17500 м, мин. 9,0
Дальность полёта максимальная, км 1050
Практический потолок, м 17800
Длина разбега, м

пробега, м

800
550
Экипаж, чел. 1
Вооружение:

пушечное

ГШ-23Л

ракетное

2хР-3С
2хР-3Р

бомбовое

2х500

Список использованных источников

  1. Арсеньев Е., Баранов Д. Истребитель МиГ-21ПФ. Штрихи к портрету. // М-Хобби. - 2000. - №4. - С. 34-41.
  2. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  3. Гордон Е.И. Рождение долгожителя. // Крылья Родины. - №№ 10-12/92, 1-6,9/93.
  4. Гордон Е.И., Климов В. МиГ-21. - Т. 1. - М.: "Крылья Родины", 1994.
  5. Гордон Е.И., Климов В. МиГ-21. - Т. 2. - М.: "Крылья Родины", 1994.
  6. Ильин В.Е. Боевая карьера. // Крылья Родины. - 1993. - №9.
  7. Кондратьев В.П. Рукотворные молнии. // Моделист-конструктор. - 1984. - №7. - С.17-20.
  8. Котлобовский А.В. МиГ-21 в локальных конфликтах. - Киев: "Архив-Пресс", 1997.
  9. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 22-23.
  10. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 58-69.
  11. Пстыго И.И. Испытания. // Крылья Родины. - 1993. - №2. - С. 7.
  12. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 19-25.
  13. Цветков С. Финские "МиГи" 35-й год в строю. // Мир авиации. - 1997. - №2. - С. 51-52.
  14. Эгенбург Э. Сверхзвуковой реактивный "МиГ". // Крылья Родины. - 1984. - №№ 2-7.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz