В июне 1934 года Бюро Аэронавтики флота объявило конкурс на создание бомбардировщика-торпедоносца для замены устаревших T3M и T4M. В конкурсе приняли участие фирмы "Грэйт Лэйкс" и "Дуглас". После ознакомления с проектами фирмам было предложено построить опытные образцы. Для своего самолёта конструкторы фирмы "Дуглас" решили применить аэродинамическую схему моноплана с низко расположенным крылом. Это был первый цельнометаллический палубный моноплан. Впервые на нём были применёны гидравлический механизм складывания крыла, полуутопленное в фюзеляж расположение торпеды, тормоза колёс основных стоек шасси. Прототип XTBD-1 был построен весной 1935 года. 15 апреля он впервые поднялся в воздух, а через 9 дней его отправили на базу ВМС в Анакосте для войсковых испытаний. Совместные испытания биплана XTBG-1 фирмы "Грэйт Лэйкс" и моноплана XTBD-1 показали подавляющее преимущество последнего. 5 декабря начались полёты XTBD-1 с палубы авианосца "Лексингтон". После устранения выявленных конструктивных недостатков новый торпедоносец 16 января 1936 года был принят на вооружение ВМС США. 3 февраля с фирмой "Дуглас" был подписан контракт на поставку 114 самолётов TBD-1. Серийное производство началось в феврале 1937 года на заводе фирмы в Санта-Монике. 1 октября 1941 года самолёту было присвоено официальное название "Девастэйтор".
TBD-1 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж ферменной конструкции. Крыло двухлонжеронное со складывающимися консолями. Для удержания самолёта на плаву в случае вынужденной посадки на воду внутри крыла устанавливались прорезиненнные надувные мешки (демонтированы в 1940 году). Шасси трёхопорное, частично убирающееся, с хвостовым колесом. Самолёт оборудовался посадочными щитками и гаком. Все члены экипажа размещались в одной закрытой кабине друг за другом. Сверху кабина закрывалась длинным фонарём с 4 сдвижными секциями. Силовая установка состояла из поршневого 14-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Прэтт-Уитни R-1830-64 с трёхлопастным винтом изменяемого шага диаметром 3,12 м. Оборонительное вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов "Браунинг": синхронного курсового (боезапас 1000 патронов) и турельного в кабине стрелка-радиста (боезапас 600 патронов). Позже спереди устанавливали 12,7-мм пулемёт (боезапас 500 патронов), а сзади - спаренный 7,69-мм. Бомбовое вооружение включало бомбы калибра от 45 до 227 кг на покрыльевых и подфюзеляжных бомбодержателях, либо 1 торпеду Mk.XIII под фюзеляжем.
Существовали следующие модификации:
Всего в 1937-1940 годах был изготовлен 131 самолёт TBD-1 всех модификаций. Применялся на всех американских авианосцах того времени (по 1 эскадрилье на каждом). Поплавковый вариант предлагался на экспорт Нидерландам, но после захвата этой страны немцами проект был закрыт.
В конце 1939 году TBD-1 начали использовались для поиска немецких подводных лодок в Атлантическом океане. Первое боевое применение состоялось 10 января 1942 года, когда 4 торпедоносца с авианосца "Лексингтон" атаковали глубинными бомбами японскую подводную лодку. В марте TBD-1 потопили небольшой японский корабль. 7 мая во время сражения в Коралловом море при участии TBD-1 был потоплен авианосец "Сёхо". Но уже в июне во время сражения у атолла Мидуэй TBD-1 понесли большие потери, не поразив ни одного японского корабля. После этого они были сняты с вооружения. Как учебные и во вспомогательных частях использовались до июня 1944 года. До настоящего времени не уцелело ни одного самолёта.
Модификация | |
---|---|
Двигатель | |
Мощность, л.с. | 900 |
Габариты, м:
размах крыла
|
15,24
10,69 4,59 |
Площадь крыла, м2 | 39,2 |
Масса, кг:
пустого
|
2804
4473 |
Запас топлива, л. | 784 |
Скорость, км/ч:
максимальная
|
331
205 109 |
Скороподъёмность, м/с | 3,67 |
Дальность полёта, км:
с бомбовой нагрузкой
|
1134
704 |
Практический потолок, м | 6000 |
Экипаж, чел. | 3 |
Максимальная бомбовая нагрузка, кг | 545 |
Оборонительное вооружение: | 2x7,89 |