Амстронг-Уитворт "Уитли"


''Уитли'' B.Mk.V
"Уитли" B.Mk.V из 58 эскадрильи RAF

В 1931 году британское министерство авиации выдало техническое задание C.26/31 на военно-транспортный самолёт, который при необходимости можно было использовать как бомбардировщик. В соответствии с заданием КБ фирмы "Амстронг-Уитворт" во главе с Дж.Ллойдом разработало проект A.W.23. Он имел низкорасположенное крыло, широкий фюзеляж, короткое и широкое крыло, двухкилевое оперение оригинальной конструкции. К лету 1935 года самолёт бы построен и 4 июня совершил первый полёт. Но на вооружение его не приняли, а в серию пошли Хейдли-Педж "Херроу" и Бристоль "Бомбей".

В начале 1934 года на базе A.W.23 по заказу Чехословакии был разработан новый проект - A.W.30. Но он тоже оказался невостребованным (Чехословакия приобрела французский бомбардировщик MB-200). В июле 1934 года британское министерство авиации разработало новое задание на ночной бомбардировщик B.3/34. В конкурсе приняли участие фирмы "Виккерс", "Фэйри", "Хейндли-Пэйдж" и "Амстронг-Уитворт". Новый проект "Амстронг-Уитворт" A.W.38 повторял компоновку своих предшественников, но габариты несколько уменьшились. Обшивка крыла до половины хорды стала металлической. Фюзеляж был спроектирован заново и стал цельнометаллическим. 14 сентября фирма получила заказ на изготовление 2 прототипов, а 23 августа 1935 года - заказ на 80 бомбардировщиков, получивших название "Уитли" (в честь пригорода Ковентри, где размещался завод фирмы). 17 марта 1936 года шеф-пилот фирмы Кэмпбелл-Оурд поднял первый прототип в воздух. 27 июня он был продемонстрирован публике на воздушном параде в Хендоне. На испытаниях самолёт показал невысокие лётные данные, но разработка перспективных "Хэмпден" и "Веллингтон" затягивалась и было решено запустить "Уитли" в серию.

24 февраля 1937 года взлетел второй прототип (лётчик-испытатель Тэрнер-Хьюз), отличавшийся более мощными моторами. Он полностью соответствовал заданию B.21/35 и стал эталоном для серии. Через несколько дней на заводе Бэгинтоне началось серийное производство. Принят на вооружение в 1937 году. Первой в марте 1937 года их получила 10 бомбардировочная эскадрилья.

"Уитли" построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с двухкилевым оперением. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок с работающей обшивкой, прямоугольного сечения. Крыло прямое, трапецевидное в плане с закруглёнными законцовками, имело мощный лонжерон, сваренный из стальных труб. Обшивка в передней части (до середины хорды) дюралевая, в задней - полотняная. Вдоль задней кромки установлены посадочные щитки с гидроприводом. Кили располагались над стабилизатором посередине его размаха и поддерживались горизонтальными балками, соединяющими их с фюзеляжем. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки убирались в мотогондолы. При этом колёса частично выступали наружу. Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных 14-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Амстронг-Сиддли "Тайгер" с трёхлопастными винтами изменяемого шага. Начиная с модификации Mk.IV устанавливались 12-цилиндровые V-образные двигатели жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин". Запас топлива размещался в 2 крыльевых и 1 фюзеляжном баках. Предусмотрена установка 2 ПТБ по 300 л в основном бомботсеке на передних бомбодержателях. Бомбовая нагрузка располагалась в основном бомбоотсеке в фюзеляже и 12 малых в крыле. За основным бомбоотсеком в фюзеляже имелся специальный отсек для осветительных бомб. Оборонительное вооружение состояло из 7,69-мм пулемётов "Льюис", "Виккерс" или "Браунинг". Приборное и радиооборудование обеспечивало уверенный полёт в условиях плохой видимости.

Существовали следующие модификации:

Производство продолжалось до июня 1943 года. Всего изготовлено 1814 самолётов всех модификаций. "Уитли" применялся в качестве ночного бомбардировщика, транспортного и патрульного противолодочного самолёта, буксировщика десантных планёров, учебного.

На начало Второй мировой войны "Уитли" составлял 1/6 часть парка бомбардировочной авиации Великобританиии. В боевых условиях впервые применён в ночь на 4 сентября, когда 10 самолётов 51 и 56 эскадрилий разбросали над Германией 6 миллионов листовок. Первые бомбы были сброшены в ночь на 20 марта 1940 года во время налёта на немецкую военно-морскую базу в Силте. С мая 1940 года регулярно применялся в операциях в Бельгии, Нидерландах и Франции. В июне начались рейды на Италию. 26 августа 14 "Уитли" (в составе группы из 81 бомбардировщика) участвовале в налёте на Берлин. Позже применялся в ударах по целям в Австрии, Чехии, Польше и Германии.

С весны 1941 года после появления более современных бомбардировщиков самолёты "Уитли" стали передаваться в учебные части, но и оттуда они продолжали привлекаться к налётам на Германию. В 1942 году 15 самолётов со снятым вооружением передали авиакомпании BOAC, где они использовались в качестве транспортных. В 1943 году их вернули ВВС. "Уитли" Mk.V снят с вооружения в 1945 году (более ранние модификации были сняты годом раньше). Последний самолёт эксплуатировался до 1949 года.


Лётно-технические характеристики

Модификация Mk.V
Двигатели "Мерлин" Mk.X
Мощность, л.с.: 2х1145
Габариты, м:

длина
размах крыла
высота

21,49
25,60
4,57
Площадь крыла, м3 105,63
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

8785
15209
Запас топлива, л 3805
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

370
280
Максимальная скороподъёмность, м/мин. 250
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

1200
2600
Потолок, м 7900
Экипаж, чел 5
Бомбовая нагрузка, кг 3175
Пулемётное вооружение 5х7,7

Список использованных источников

  1. Авиация Великобритании во второй мировой войне. Бомбардировщики. - Ч. 1. - М.: "Крылья-дайджест", ЦАГИ, 1997. - С. .
  2. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 3. - М.: АВИАМ, 1994. - С. .
  3. Котельников В.Р. Бомбардировщик, летавший носом вниз. // Авиамастер. - 1999. - №5. - С. 12-29.
  4. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 23.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz