Таран совершил 31 мая 1938 года в 10.00 в районе Ханькоу (Китай). Награждён Золотым орденом Китайской республики. |
Родился 12 февраля 1908 года в селе Чичерино ныне Волновахского района Донецкой области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ в Мариуполе. Затем уехал на Кавказ, где полгода работал охотником на дельфинов. Потом работал подручным слесаря в Мариуполе. Вступил в комсомол. В РККА с мая 1927 года. В 1928 году окончил Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде, в 1929 - 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф.Мясникова. Служил на Дальнем Востоке в истребительной авиации младшим и старшим лётчиком, командиром звена.
В апреле 1934 года старший лейтенант Губенко назначен командиром отряда 116-й истребительной авиационной эскадрильи (Московский военный округ). Вскоре стал инструктором по технике пилотирования бригады. Летом 1935 года назначен ведущим лётчиком по проведению войсковых испытаний истребителя И-16. На заключительном этапе испытаний Губенко выполнил полёт на определение предельных перегрузок. Испытания были выполнены на 1,5 месяца раньше срока, за что награждён орденом Ленина. Всего освоил 12 типов самолётов.
Однажды Губенко стал свидетелем одной аварии: во время проведения полётов молодой лётчик при взлёте не заметил находящийся впереди самолёт и изрубил его хвост винтом. При этом самолёт виновника остался цел. Этот случай навёл Губенко на мысль применить это при крайней необходимости в бою.
13 марта 1938 года направлен в Китай. Воевал в составе Нанчанской истребительной группы под командованием подполковника А.С.Благовещенского. 29 апреля 1938 года в воздушном бою заметил, как японский истребитель преследует подбитый самолёт старшего лейтенанта Кравченко Г.П. Не смотря на то, что боеприпасы к этому времени у него кончились, Губенко пошёл в атаку и отогнал японца. После этого сопровождал самолёт Кравченко до места вынужденной посадки.
31 мая 1938 года в 10.00 старший лейтенант Губенко А.А. вылетел на И-16 с составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Он подошёл к противнику вплотную и знаками предложил ему садиться. Японский пилот попытался оторваться переворотом через левое крыло. Но Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону. Тогда Губенко решил его сбить. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. A5M2 потерял управление и упал на землю. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. Награждён Золотым орденом Китайской республики.
26 июня 1938 года, отражая налёт японской авиации на Ханькоу, вступил в бой с истребителями сопровождения и был сбит. Приземлился на парашюте возле своего аэродрома. В Китае воевал до августа 1938 года. В 7 воздушных боях сбил 7 японских самолётов. 22 февраля 1939 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, китайским Золотым орденом.
После возвращения на Родину начал готовиться к поступлению в Военно-воздушную академию, но перед самыми экзаменами 8 августа 1938 года был назначен заместителем начальника ВВС Белорусского Особого военного округа. 31 марта 1939 года полковник Губенко, отрабатывая во время учений разработанную им методику нанесения штурмового удара, погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Смоленске. Его имя носят школа №3 в Мариуполе и одна из школ в Смоленске. На здании ПТУ №3 в Мариуполе, в котором он учился, установлена мемориальная доска.