В феврале 1934 года командование японского флота разработало требования к палубному истребителю 9-Си. Предполагалось, что в конкурсе будут участвовать фирмы "Кавасаки", "Мицубиси" и "Накадзима", но все они участвовали в это время в другом конкурсе, объявленном штабом армейской авиации. Фирма "Мицубиси", опоздав к этому конкурсу с проектом истребителя Ki-14 (главный конструктор Й.Хирокоми), решила выставить его на конкурс морской авиации. 4 февраля 1935 года лётчик-испытатель Кагамигахара впервые поднял протитип в небо. После длительной доводки самолёт был принят на вооружение японского флота под обозначением A5M (тип 96). Он стал первым чисто японским палубным истребителем. Серийное производство началось осенью 1936 года на заводе фирмы в Нагое.
A5M построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок с развитым отъёмным гаргротом. Крыло двухлонжеронное, эллиптическое в плане. Механизация крыла состояла из простейших закрылков. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Колёса и основные стойки шасси закрыты обтекателями. В хвостовой части имелся посадочный гак. Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Накадзима "Котобуки" с двухлопастным (позже трёхлопастным) деревянным воздушным винтом изменяемого шага фирмы "Сумимото". Самолёты поздних серий комплектовались радиостанцией. Вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов Тип-89 с боекомплектом по 400 патронов на ствол. Под крылом могли подвешиваться 2 бомбы по 30 кг.
Существовали следующие модификации:
В целом A5M был на уровне современных ему требований к морскому истребителю. Самолёт обладал хорошей устойчивостью и маневренностью, был прост в технике пилотирования. Однако его конструкция не имела резервов для дальнейшего усовершенствования. Его вооружение было слабым, бронирование полностью отсутствовало, топливные баки были непротектированными, крыло обладало недостаточной прочностью. Но это не помешало ему активно спользоваться в предвоенный период для массовой подготовки кадров палубной авиации Японии.
A5M серийно выпускался в 1936-1941 годах на заводах "Мицубиси" в Нагое, "Ватанабе" в Сасэбо и 11 арсеналом ВМФ в Омура. Учебные модификации выпускались до 1943 года. Всего изготовлено 1095 самолётов всех модификаций.
В боевых действиях самолёт активно использовался японцами в Китае, у озера Хасан и на Халхин-Голе. К началу Второй мировой войны A5M стал заменятся более современным A6M и передаваться в учебные части, но продолжал использоваться в боях на Филиппинах и в Бирме до 1942 года. С сентября 1941 года использовался в частях ПВО в Японии и на маршаловых островах. На вооружении тыловых и учебных частей, а также ВВС марионеточного государства Манчжоу-Го, A5M состоял до 1944 года. Несколько самолётов в 1945 году использовались лётчиками-камикадзе.
На A5M2 совершили тараны: Кашимура К., Оббаяси Н.
Модификация | A5M1 | A5M4 |
---|---|---|
Двигатель | ||
Взлётная мощность, л.с. | 580 | 710 |
Габариты, м:
размах крыла
|
11,00
7,71 3,20 |
11,00
7,57 3,27 |
Площадь крыла, м2 | 17,8 | 17,8 |
Масса, кг:
пустого
|
1075
1216 |
1500
1671 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте
|
400
347 |
430
352 |
Дальность полёта максимальная, км | 705 | 1200 |
Практический потолок, м | 8900 | 9800 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
Вооружение: | 2х7,69 | 2х7,69 |