На траву легла роса густая,
Полегли туманы широки. В эту ночь решили самураи Перейти границу у реки. Борис Ласкин |
11 мая 1939 года части 23-й японской пехотной дивизии устремились в глубь территории Монголии в направлении реки Халхин-Гол. В этом районе им противостоял только полк монгольской кавалерии. По договору от 12 марта 1936 года Советский Союз обязался защищать территорию МНР как свою собственную. С этой целью в Монголии находился 57-й особый корпус Красной Армии (12,5 тыс. человек, 109 орудий, 186 танков, 266 бронеавтомобилей, 82 самолёта), но в районе конфликта советских войск не было. В спешном порядке удалось собрать и перебросить на автомобилях к месту боёв батальон пехоты, роту сапёров и несколько артиллерийских батарей. Этим войскам пришлось занять оборону у сопки Номонхан-Бурд-Обо, озера Буир-Нур и реки Халхин-Гол и сдерживать первый натиск наступающего противника.
К началу боевых действий советская авиация в Монголии была представлена 100-й смешанной авиабригадой (70 иап, 150 сап). Вскоре из Забайкалья была переброшена 23-я авиабригада (38 сбап, 22 иап). В конце мая начались первые воздушные бои, показавшие превосходство японской авиации. Этому способствовала и то обстоятельство, что буквально накануне отправки в Монголию было репрессировано всё рукводство 22 иап (включая командиров эскадрилий). 29 мая в Монголию была направлена группа опытных лётчиков: испывтателей и участников боёв в Испании и Китае во главе с заместителем начальника ВВС РККА Я.М.Смушкевичем. Уже в июне обстановка в воздухе изменилась коренным образом. Противник начал нести крупные потери. 22 июня состоялся состоялся крупнейший воздушный бой того времени. 120 японских самолётов встретились в воздухе с 95 советскими истребителями. Бой продолжался 2,5 часа. Японцы потеряли 31 самолёт, наша авиация - 11. 27 июня японцам в последний раз удалось достичь крупного успеха - сбить 17 самолётов и ещё 2 уничтожить на земле, потеряв 6 своих. В последующих боях победа неизменно доставалась советским пилотам. 5 августа 1939 года батальоннный комиссар М.А.Ююкин впервые в истории отечественной авиации совершил таран наземной цели (его сослуживцем был Н.Ф.Гастелло, совершивший аналогичный подвиг в начале Великой Отечественной войны).
Командир 22 иап майор Н.Г.Глазыкин |
Командир 56 иап С.П.Данилов |
Командир 70 иап капитан А.А.Зайцев |
Командир 150 сап майор М.Ф.Бурмистров |
Подготовка истребителя И-15 к боевому вылету |
3 июля японцы силами пехотного полка переправились через Халхин-Гол и заняли район у горы Баин-Цаган. Второй полк двинулся вдоль берега реки с целью отрезать от переправы и уничтожить наши части на восточном берегу. Чтобы спасти положение, в атаку была брошена 11-я танковая бригада (132 танка БТ-2 и БТ-5). Танки шли без поддержки пехоты и артиллерии, что обусловило большие потери, но задача была выполнена: на третий день японцы были выбиты с занимаемых позиций на западном берегу. После этого на фронте установилось относительное затишье.
Понтонная переправа через реку Халхин-Гол |
Танки БТ-5 на исходных позициях |
Советские артиллеристы ведут огонь по позициям японцев |
К августу 1939 года 57-й корпус был развёрнут в 1-ю армейскую группу (57 тыс. человек, 542 орудия и миномёта, 498 танков, 385 бронеавтомобилей), командиром которой был назначен комкор Г.К.Жуков. Авиационная группировка была усилена 56-м истребительным полком и достигла 515 самолётов. Японцы в свою очередь развёрнули на Халхин-Голе 6-ю армию (75 тыс. человек, 500 орудий, 182 танка, 300 самолётов). Командовал армией генерал Огиссу Риппо.
В штабе Жукова в обстановке строгой секретности был разработан план наступления. Были созданы три ударные группы: северная, центральная и южная. Проводились мероприятия по дезинформации противника и маскировке истинных действий советско-монгольских войск. Создавалась иллюзия подготовки к зимним действиям и полного отсутствия наступательных действий до зимы (были составлены и подброшены противнику заявки на зимнее обмундирование, издан приказ "о совершенствовании зимней обороны", эфир был заполнен разговорами о предстоящей зимовке и т.д.). В свою очередь, японцы намеревались начать наступление 24 августа.
Полковой комиссар В.А.Сычёв, командарм 2 ранга Г.М.Штерн, Полномочный посол СССР в МНР И.А.Иванов, комкор Н.Н.Воронов, маршал МНР Х.Чойбалсан, комкор Г.К.Жуков, комдив Ж.Цэрэн накануне наступления |
Командующий советско-монгольской авиацией комкор Я.В.Смушкевич и полковник И.А.Лакеев |
20 августа в 8.45 после 30-минутной артподготовки, упредив противника, советско-монгольские войска перешли в наступление. 24 августа японская группировка была окружена. 26 августа советско-монгольские части вышли на государственную границу. Особенно ожесточённые бои развернулись у сопок Ремизова, Песчаная, Зелёная, Палец. Каждый метр земли приходилось брать штурмом после обработки артиллерией и огнемётами. То и дело схватывались обе стороны в рукопашную. Дольше всего японцы сопротивлялись на сопке Ремизова (по имени командира 149 сп майора И.М.Ремизова, оборонявшего эту сопку в июне 1939 года и штурмовавшего в августе). Не смотря на яростное сопротивление противника, к 31 августа ударная группа 6-й японской армии была разгромлена. Бои в воздухе продолжались до 15 сентября. По просьбе Японии 16 сентября боевые действия были прекращены.
По итогам боёв 23 лётчика удостоены звания Героя Советского Союза. С.И.Грицевец, Г.П.Кравченко и Я.А.Смушкевич стали первымми дважды Героями. Многие лётчики награждены советскими и монгольскими орденами.
На Халхин-Голе тараны совершили: Кустов В.П., Медведев Д.А., Мошин А.Ф., Рахов В.Г., Скобарихин В.Ф.