Первый таран совершил 11 августа 1941 года в 9.30 в районе
Бологое. Второй таран совершил 12 сентября на подступах к Москве. Присвоено
звание Героя Советского Союза.
|
Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка ныне Краснокутского района Харьковской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1941 года. Окончил 7 классов и 4 курса рабфака Харьковского зоотехнического института. В РККА с 1935 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков в 1938 году.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО) лейтенант Катрич А.Н. 11 августа 1941 года в 9.30 на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом Медведевым М.И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215 из 1/AufkI.Gr.Ob.d.L, идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром. Тогда Катрич в одиночку бросился за "дорнье". Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва-Ленинград. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 м и с расстояния 100 м прошил пулемётной очередью от хвоста к мотору весь самолёт. Стрелок из кабины открыл ответный огонь, но не причинил вреда истребителю. Второй очередью Катрич поджог один из двигателей, третьей - убил стрелка. Следующей очередью он намеревался ударить по кабине пилота, но патроны кончились. "Дорнье" продолжал лететь. Тогда Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. После этого мгновенно убрал газ и отвернул истребитель в сторону, чтобы не задеть плоскость "дорнье". Самолёт противника качнулся, потом свалился на крыло и пошёл вниз. На высоте 600 м вражескому лётчику удалось выровнять самолёт, но не на долго. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел. Весь экипаж во главе с лейтенантом Р.Родером погиб. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.
12 сентября 1941 года в воздушном бою на дальних подступах к Москве лейтенант Катрич вторично применил таран и уничтожил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на своём аэродроме. 28 октября 1941 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1943 году гвардии капитан Катрич А.Н. получил самолёт Як-1, построенный на средства председателя колхоза "Чапаевец" Саратовской области И.Д.Фролова. Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка. Всего за время войны совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолётов противника.
После войны продолжал службу в авиации. В 1950 году окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 - Военную академию Генерального штаба. Занимал ответственные должности в ВВС, был первым заместителем министра Гражданской авиации. В 1965 году Катричу одному из первых присвоено звание "Заслуженный военный лётчик СССР". Генерал-полковник авиации Катрич А.Н. живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3 степени, Почёта, медалями.