Таран совершил 19 марта (1 апреля) 1915 года в 11.00 в
районе реки Вислы (Польша). Награждён золотым Георгиевским оружием.
|
Родился 2 (14) января 1889 года в семье дворян Херсонской губернии. В 1906 году окончил Воронежский кадетский корпус и был направлен в Елисаветградское кавалерийское училище. После успешного окончания произведён в корнеты и 15 (28) июня 1908 года назначен в 12-й уланский Белгородский полк. 23 января (5 февраля) 1914 года поручик Казаков поступил в авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в городе Гатчине. За успешное окончание авиашколы награждён орденом св. Анны 3 степени.
В конце ноября 1914 года Казаков получает на заводе "Дукс" самолёт "Моран-G" (заводской №316) и отправляется на фронт в 19-й корпусной авиаотряд. 6 (19) января 1915 года он произвёл первый боевой вылет на разведку вражеских позиций.
Для борьбы с вражескими самолётами Казаков оборудует свой самолёт небольшим морским якорем-кошкой с пироксилиновой шашкой. 19 марта (1 апреля) 1915 года лётчик 19-го корпусного авиаотряда (5-я армия, Северо-Западный фронт) штабс-ротмистр Казаков А.А. решил испытать своё изобретение в бою. Он взлетел в 11.00 для преследования немецкого самолёта "Альбатрос C.I", появившегося в районе деревни Гузов (западнее реки Вислы, правый её берег, ныне территория Польши). Якорь зацепился за выступающие чести собственного самолёта и тогда Казаков решает ударить колёсами шасси по верхней плоскости "Альбатроса". После удара "Альбатрос" сначала наклонился на один бок, поток сложил его крылья, и камнем полетел вниз. От удара при таране Казаков сломал винт и задний край правого крыла своего самолёта. "Моран" с остановившемся мотором спланировал и сел у села Гузов, рядом со своим аэродромом в 11.30. При посадке самолёт скапотировал. 28 июля (10 августа) 1915 года за второй в истории авиации таран штабс-ротмистр Казаков А.А. был награждён золотым Георгиевским оружием.
Во время Брусиловского прорыва сбил ещё 9 самолётов противника. Затем проходил стажировку во Франции, где сбил ещё 4 немецких аэроплана. В апреле 1917 года после возвращения на родину полковник Казаков возглавил 1-ю истребительную авиагруппу. Всего уничтожил 32 вражеских самолёта (официально засчитано 17). Награждён орденом св. Георгия 4 степени, орденами св. Владимира 2 и 3 степеней, орденами св. Станислава 2 и 3 степеней, орденами св. Анны 2 и 3 степеней, французскими орденом Почётного легиона и Военным Крестом с пальмой.
Советская власть пыталась привлечь Казакова для создания Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота (приказ по Главному управлению РККВФ №19 от 14 июня 1918 года), но он уже сделал свой выбор. С июня 1918 года Казаков - в составе Славяно-Британского авиаотряда в Архангельске. 19 июля 1918 года ему присвоено звание майора Королевских воздушных сил, назначен командиром отряда. Награждён 3 британскими орденами: "За боевые заслуги", "Военный крест", "За летные боевые заслуги".
В июле 1919 года английские интервенты под ударами Красной Армии стали эвакуироваться из Архангельска и Мурманска. Казаков отказался служить в Англии и у Колчака. Он понял бесполезность этой борьбы и свою ошибку. Всё последнее время он находился в очень угнетенном состоянии, называл себя и своих коллег "псами-рыцарями", защищавшими неизвестно кого. Вечером 21 июля 1919 года Казаков покончил с собой, разбившись на самолёте "Сопвич-Кэмел". Похоронен в маленькой часовне в селе Березняки (300 км южнее Архангельска).