Герой Советского Союза
Степанов Евгений Николаевич


Степанов Е.Н. Таран совершил в ночь на 25 октября 1937 года в районе Барселоны (Испания).

Родился 22 мая 1911 года в Москве в семье рабочего-мраморщика. Русский. Член КПСС с 1939 года. В шестилетнем возрасте остался без отца. В 1928 году окончил 7 классов, школу ФЗУ имени Ф.Э.Дзержинского в 1930 году. Работал кузнецом. Занимался планеризмом. В 1932 году окончил школу лётчиков Осоавиахима. В РККА с 1932 года. В 1933 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую венную авиационную школу лётчиков. Служил в Ленинградском военном округе младшим лётчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем был переведён в истребительную авиацию. Был командиром звена.

В июле 1937 года под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем отправился в Испанию. Воевал в эскадрилье истребителей И-15 под командованием А.К.Серова. Боевой счёт открыл в начале августа 1937 года, сбив в районе Сарагосы бомбардировщик Do-17. В августе был назначен командиром звена. Затем воевал в Валенсии. Участник штурмовки аэродрома Гарапенильос под Сарагосой осенью 1937 года, которая стала классической в истории авиации. К октябрю 1937 года имел 205 часов боевого налёта, сбил 8 самолётов противника. 12 октября 1937 года в воздушном бою под Уэской пытался таранить CR-32, но в последний момент фашисту удалось увернуться.

В ночь на 25 октября 1937 года лейтенант Степанов Е.Н. нёс боевое дежурство в районе города Барселона на самолёте И-15 (бортовой №6) в паре с лётчиком И.Финном. Около 3.00 в 40 км севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями Степанову удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом. Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Фашист камнем рухнул на землю. Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.

После отъезда Серова на Родину стал командиром эскадрильи. Свой последний бой в небе Испании провёл 17 января 1938 года в районе города Охос-Негрос, в котором сбил истребитель CR-32. Пытался таранить второй, но был сбит огнём зенитной артиллерии. Приземлился на территории противника. Полгода провёл в фашистских тюрьмах, пока его не обменяли на трёх немецких лётчиков. После этого вернулся на Родину. Всего в Испании сбил 12 вражеских самолётов, за что награждён орденом Красного Знамени.

Служил инструктором по технике пилотирования ВВС Ленинградского военного округа. Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в августе 1939 года. Командир эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка (23-я авиационная бригада, 1-я армейская группа) капитан Степанов Е.Н. в ходе боевых действий совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолёта противника. 29 августа 1939 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В составе 19-го истребительного авиационного полка участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Затем служил инспектором по технике пилотирования ВВС Московского военного округа. В 1944 году назначен заместителем начальника Центрального аэроклуба имени В.П.Чкалова. С апреля 1948 года полковник Степанов - в запасе. Работал в ЦК ДОСААФ, был начальником отдела. 12 апреля 1961 года подписал акт о первом в мире полёте в космос Ю.А.Гагарина. В 1965-1977 годах был начальником лётно-испытательной станции Московского вертолётного завода. С 1977 года - научный сотрудник Центрального Дома авиации и космонавтики. В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации (FAI). Участвовал в работе многих авиационно-спортивных комиссий и генеральных конференций по защите интересов советских авиационных видов спорта. Был руководителем советских авиаспортивных команд на чемпионатах мира. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями, монгольскими орденами Красного Знамени и "За боевые заслуги". Умер 5 сентября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.


Список использованных источников

  1. Герои огненных лет. - Кн. 8. - М.: "Московский рабочий", 1985. - С. 128-136.
  2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 2. - М.: Воениздат, 1988. - С. 522.
  3. Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983. - С. 84-85.
  4. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. - С. 193-195.
  5. Кургузов И.П. Интернационалисты - герои боёв в Испании (1936-1939). - М.: "Знание", 1986. - С. 39.
  6. Мы - интернационалисты. - М.: Политиздат, 1983. - С. 259-270.
  7. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 15, 377.
  8. Смирнов Б.А. Испанский ветер. - М.: "Советский писатель", 1963. - С. 251-260.
  9. Шингарёв С.И. Под нами Халхин-Гол. - М.:"Московский рабочий", 1979.
  10. Шингарёв С.И. "Чатос" идут в атаку. - 2-е изд. - М.: "Московский рабочий", 1986. - С. 23-286.
  11. Авиация и космонавтика. - 1992. - №12. - С. 29-30.
  12. Военно-исторический журнал. - 1989. - №3. - С. 24.
  13. Новое время. - 1986. - №29. - С. 20-21.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz