Истребитель CR.32 разработан на фирме "Аэронаутика д'Италия" (авиационный филиат ФИАТа, Италия) под руководством Ч.Розателли. Он являлся дальнейшим развитием истребителя ФИАТ CR.30, от которого отличался уменьшенными габаритами. Уменьшение размаха крыла и длины фюзеляжа уменьшило лобовое сопротивление и снизило массу конструкции, что при том же двигателе дало увеличение скорости. Предварительный проект был в 1932 году представлен министерству аэронавтики Италии. Министерство заказало 1 самолёт для испытаний, который был построен в апреле 1933 года. 28 апреля лётчик испытатель Ф.Брак-Папа впервые поднял его в небо с аэродрома под Турином.
После проведения официальных испытаний министерство аэронавтики заказало первую партию из 50 самолётов, но попали они не в итальянские ВВС, а в китайские (правительство Муссолини нуждалось в валюте). Но из-за недостаточной квалификации китайских лётчиков и техников, а также из-за того, что для итальянские двигатели работали на смеси бензина, бензола и спирта, ФИАТы в Китае не прижились и контракт на поставку самолётов в июле 1935 года был растогнут (недопоставленные 15 самолётов так и остались в Италии). Первые CR.32 итальянские ВВС получили в марте 1935 года (первыми их получили 1 и 4 полки). К концу года они стали самыми массовыми в парке истребительной авиации Италии.
ФИАТ CR.32 построен по аэродинамической схеме полутораплана. Крыло имело два трубчатых дюралевых лонжерона перпендикулярно которым устанавливался набор ферменных нервюр из труб квадратного сечения, для жёсткости стянутых диагональными расчалками. Межкрыльевые стойки выполнены по схеме фермы Уоррена. Между подкосами крест-накрест натягивались диагональные расчалки. Стабилизатор снизу подпирали подкосы, а сверху держали расчалки. Фюзеляж имел каркас из дюралевых и стальных труб, который обтягивался полотном. Кабина пилота открытая с прозрачным козырьком спереди. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Колёса всех стоек шасси были закрыты обтекателями. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя ФИАТ A.30RA с двухлопастным металлическим винтом, имевшим два шага (устанавливались на земле). Двигатель закрывался дюралевым капотом. Водяной и масляный радиаторы устанавливались за общим воздухозаборником. Вооружение состояло из двух 7,69-мм пулемётов "Виккерс" в фюзеляже. На модификации CR.32bis сначала появились 2 дополнительных "Виккерса" в нижнем крыле, а позже фюзеляжные были заменены на крупнокалиберные "Бреда-SAFAT". Самолёт мог также брать на борт радиостанцию, фотоаппарат или кассету с мелкими бомбами.
Существовали следующие модификации:
Производство самолётов семейства CR.32 продолжалось до мая 1939 года. Всего изготовлено 1211 самолётов различных модификаций. Ещё 100 самолётов изготовлено по лицензии в Испании. Самолёты CR.32 и CR.32bis поставлялись на экспорт в Австрию (45 самолётов), Венгрию (52), Венесуэлу (9), Китай (35) и Парагвай (5). Австрийские истребители после "аншлюса" некоторое время эксплуатировались в люфтваффе, затем проданы Венгрии. 2 трофейных истребителя из Испании было доставлено в СССР, где в НИИ ВВС и НИПАВ они подверглись всестороннему изучению и испытаниям.
В боевых условиях ФИАТ CR.32 впервые применён в Испании в августе 1936 года (первая победа одержана 20 августа, первая потеря понесена 31 августа). Это был самый массовый самолёт испанской войны (в общей сложности в Испанию поступило 375 самолётов). ФИАТы использовались во всех крупных сражениях. CR.32 стал и последним самолётом, сбитым в этой войне (31 марта 1939 года). При возвращении итальянского экспедиционного корпуса 115 истребителей CR.32 различных модификаций было оставлено в Испании.
Первоначально итальянцы превосходили самолёты республиканцев и качественно, и количественно. Но в конце октября они впервые столкнулись с бомбардировщиками СБ, которые, имея преимущество в скорости, легко уходили от преледования, а иногда и сами атаковали ФИАТы. В ноябре к СБ добавились советские истребители И-15 и И-16. CR.32 немного превосходил И-15 по скорости на малых высотах, но существенно уступал ему в горизонтальной манёвренности (этому способствовала в 1,5 раза меньшая масса, более мощный мотор и большая несущая площадь И-15). При господствовавшей в то время тактике ближнего манёвренного боя на горизонталях И-15 имел большие преимущества. Более мощный мотор давал более лёгкому И-15 и лучшую скороподъёмность. Единственным маневром, которым итальянцам удавалось оторваться от противника, было пикирование (более тяжёлый самолёт разгонялся быстрее). И-16 тип 5 наоборот уступал немного в маневренности, но имель большую скорость. От него CR.32 и на пикировании уйти уже не мог.
В марте 1939 года ФИАТ CR.32 участвовал (в составе венгерских ВВС) в конфликте между Венгрией и Словакией. Во время второй мировой войны итальянские CR.32 применялись в Ливии и Греции в 1940 году, и в Эфиопии в 1941 году. Затем оставшиеся самолёты перевели в учебные подразделения. В Испании CR.32 (HA-132L) эксплуатировались до 1957 года.
На ФИАТ CR.32bis совершил таран Д.Майоне.
Модификация | CR.32 | CR.32bis |
---|---|---|
Двигатель | A.30RA | A.30RAbis |
Мощность, л.с.:
взлётная
|
-
600 |
800
- |
Габариты, м:
размах верхнего крыла
|
9,5
6,26 7,45 2,72 |
9,5
6,26 7,45 2,72 |
Площадь крыла, м2 | 22,1 | 22,1 |
Масса, кг:
пустого
|
1325
1865 |
1400
1970 |
Скорость максимальная, км/ч | 375 | 349 |
Дальность полёта максимальная, км | 780 | 780 |
Практический потолок, м | 8250 | 8000 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
Вооружение: | 2х7,69 | 2х12,7
2х7,69 |