8 декабря 1933 года Управление ВВС РККА подготовило новый план опытного строительства авиапромышленности СССР на 1934-1935 годы, где среди прочих заданий значился ближний бомбардировщик ББ. Через некоторое время обозначение самолёта в документах сменяется на средний бомбардировщик (СБ). Специально для его разработки в АГОС ЦАГИ в феврале 1934 года создаётся конструкторская бригада №5 во главе с главным конструктором А.А.Архангельским. Общее руководство проектом ЦАГИ-40 (АНТ-40) осуществлял А.Н.Туполев. При проектировании был учтён опыт создания самолётов АНТ-21, АНТ-29 и АНТ-30, что позволило избежать многих осложнений и ошибок. Самолёт получился с чистыми аэродинамическими формами без каких-либо резко выступающих частей. Вся полезная нагрузка размещалась внутри фюзеляжа. Эскизный проект был представелен Управлению ВВС на утверждение уже 8 марта. 25 апреля началась постройка первого прототипа.
Первый прототип АНТ-40РЦ впервые поднялся в небо 7 октября 1934 года (лётчики-испытатель К.К.Попов). 30 декабря совершил первый полёт второй прототип с двигателями "Испано-Сюиза" (лётчик-испытатель И.С.Журов). Испытыния подтвердили высокие лётные характеристики самолёта, после чего аббревиатуру СБ стали расшифровывать как "скоростной бомбардировщик". В марте 1935 года началась подготовка к серийному производству на заводе №22 в Москве (решение об этом было принято ещё в апреле 1934 года). Первые 10 серийных машин были сданы в феврале 1936 года. В середине 1936 года бригада Архангельского была переведена на завод №22 и преобразована в самостоятельное ОКБ. В 1936 году к производству СБ присоединился завод №125 в Иркутске.
Больших трудностей в серийном производстве самолёт не вызывал, а требовал лишь небольших доработок конструкции. Он был быстро освоен строевыми лётчиками, что позволило продемонстрировать его широкой публике уже на воздушном параде над Красной площадью 7 ноября 1936 года.
Самолёт СБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана со среднерасположенным крылом. Фюзеляж цельнометаллический, овального сечения, переходящий в центроплан широкими зализами. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки убираются в мотогондолы. В зимнее время на шасси устанавливались лыжи. Силовая установка состояла из 2 поршневых двигателей жидкостного охлаждения М-100 (позже М-100А, затем М-103, М-103У, М-104, М-105). Винты применялись двухлопастные фиксированного шага ВФШ или трёхлопастные изменяемого шага ВИШ-2. Бомбы могли размещаться в бомбоотсеке и под крылом (на самолётах поздних выпусков). Оборонительное вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС: 2 у штурмана, 1 у стелка в турели ТУР-9 и 1 в нижней люковой установке. Впервые в мире применено ленточное боепитание пулемётов (ранее использовалось магазинное). На некоторых самолётах под крылом могли подвешиваться реактивные снаряды РС-132.
Существовали следующие модификации:
СБ выпускался в 1936-1941 годах на двух заводах в СССР и на трёх в Чехословакии. Всего изготовлен 6831 самолёт различных модификаций. В процессе производства он постоянно модернизировался. Кроме ВВС РККА самолёты поставлялись на вооружение республиканской Испании, Китая и Чехословакии (61 самолёт). В Испании СБ получил обозначение "Катюшка" - по имени героини популярной тогда оперетты (официально BK, т.е. "Бомбардьеро Катюшка"). Первое боевое примение состоялось днём 28 октября 1936 года, когда четвёрка СБ нанесла удар по франкистскому аэродрому в Табладе (близ Севильи). Долгое время (до появления Bf109) они были практически неуязвимы для немецких и итальянских истребителей. СБ применялся также потив японцев в Китае, на Хасане и Халхин-Голе, в финскую войну. К началу Великой Отечественной войны он уже считался устаревшим, но составлял основу советской фронтовой бомбардировочной авиации. Активно применялся на фронте до 1943 года. При этом использовался не только по прямому назначению как бомбардировщик, но и для буксировки планёров и мишеней, в качестве связного, для полётов за линию фронта к партизанам, применялся в ГВФ в качестве почтового и транспортного. На СБ в 1936-1937 годах установлен ряд отечественных и международных авиационных рекордов. До настоящего времени сохранился единственный экземпляр СБ, который экспонируется в музее ВВС в Монино.
Большинство чешских B-71 достались немцам, которые использовали их как вспомогательные и учебные, а позже передали своим союзникам: Болгарии (24 самолёта), Венгрии, Словакии, Финляндии. ВВС Финляндии эксплуатировали также несколько трофейных СБ советского производства.
На СБ совешили тараны экипажи: Жук А.И., Гуменников А.В.; Малиенко Т.С., Катин С.И., Петров Н.Д.; Протасов А.С., Ярулин А.К., Бесарабов; Сиволобов В.И.
Модификация | ||
---|---|---|
Экипаж, чел | 3 | 3 |
Двигатели | М-100А | М-103 |
Мощность, л.с.: | 2х850 | 2х960 |
Габариты, м:
длина
|
12,27
20,33 4,735 |
12,27
20,33 4,735 |
Площадь крыла, м3 | 56,7 | 56,7 |
Масса взлётная, кг | 5732 | 6175 |
Скорость максимальная, км/ч | 423 | 419 |
Дальность полёта, км | 2150 | 1500 |
Потолок, м | 9560 | 9600 |
Бомбовая нагрузка, кг:
нормальная
|
500
600 |
500
1600 |
Пулемётное вооружение | 4 ШКАС | 4 ШКАС |